Виджи (Артур Феллиг)
Автор: Максим Измайлов | 11 декабря 2021Виджи (Артур Феллиг, 1899-1968 гг.) – в настоящее время этот человек считается одним из великих классиков, который за свою жизнь добился профессионализма в уличной и преступной фотографии. Этот фотограф никогда не опаздывал на происшествия и, казалось, что знал о них заранее, ведь он приезжал на место даже быстрее полиции или скорой помощи, но помимо криминала на его снимках присутствует мир бедной части населения крупных городов.
На основе его уникальных фото в 1945 году была снята криминальная голливудская драма под названием Naked City, а еще сам фотограф упоминается в фильме-комиксе Watchmen, который выпустили на экраны США в 2009 году.
Именно благодаря своим работам, которые отражали в себе самые безобразные и непривлекательные стороны повседневной человеческой жизни, Артур получил большую известность и добился впечатляющей репутации. Множество людей, когда смотрят на его работы, начинают забывать о собственных проблемах или же вовсе перестают считать ту или иную ситуацию безвыходной – в их глазах появляется свет надежды.
Этот мастер имел очень прочные нервы, ведь ему приходилось фотографировать не только жизни преступников после вынесения им приговора, но также и их мертвые кровавые тела. Как раз вот эти последние секунды их жизней он и пытался сделать настоящим предметом искусства.
Но не только фотографии такого рода он мечтал превратить в художество, его волновало будущее всех его творений. Неважно какие именно моменты он запечатлел при жизни, каждый из его многочисленных кадров содержит искреннюю правду и простоту. Фотосессии детей (о них здесь), романтические моменты влюбленных пар или же фотографии одиноких стариков и бездомных – все его работы вызывают неподдельное сострадание и доверие.
Все понимают его работы, так как они сделаны исключительно на основе чувств, эмоций и ощущений, но отнюдь не от разума или же выгоды для фотографа. Артур никогда не обучался этой глубокомысленной профессии, не планировал свои фотосъемки. Он никогда не был обделен чувством композиции и необыкновенной постановки. Многие работы Виджи уже с первых секунд ненамеренно делают простых зрителей участниками его тяжелых и ошеломительных историй.
Детство и юность
Артур Феллиг яркий пример тех людей, которые добиваются грандиозного успеха буквально с чистого листа и при этом без чьей-либо помощи. Он смог воплотить мечту всей его жизни в реальность.
Его семья была еврейскими эмигрантами из Восточной Европы, родился будущий знаменитый фотограф 12 июня 1899 году в городе Золочев (Украина). В 11-летнем возрасте он вместе со своими родителями эмигрировал в США, а когда Артуру исполнилось 14 лет, он начал искать работу. Он ушел из школы исключительно для того, чтобы начать как-то помогать своей семье с финансами, так как помимо него у родителей было еще 6 маленьких детей.
Свой нелегкий жизненный путь герой начал с простого помощника одного коммерческого фотографа, но уже спустя несколько лет, Артур решил уйти от него и заняться самостоятельным развитием по этому направлению. Юный фотограф начал делать свои первые кадры на улицах города и, естественно, не прогадал.
Первой идеей Виджи было – арендовать на какое-то время пони и проводить интересные, красивые фотосессии с детьми. Но так он проработал недолго, поскольку содержание и аренда маленькой лошадки обходились ему весьма дорого, а еще фотограф хотел побыстрее начать делать что-то более глобальное и стоящее. Для того чтобы осуществить свои задумки и планы в 18 лет он решает уйти из дома.
Почти целый год юноша искал подходящее рабочее место и при этом жил как бездомный человек: на улицах, в парках или же в посольствах. Феллиг имел немного денег благодаря подработке в кафе, где он мыл посуду или же помогал официантам, поэтому мог позволить себе разве что немного еды.
Но эта тяжелая ноша длилась недолго для него, и уже в 1918 году Артуру начинает реально везти по жизни. Все нескончаемые ошибки и поиски привели парня к фотостудии под названием Ducked&Adler, в которой он проработал целых 3 года в качестве простого лаборанта на Гранд-стрит в солнечном Манхеттене.
Это было его первое рабочее место, где он получил свой первый опыт от профессионалов и наблюдал всю процедуру фотографирования изнутри.
И вот уже в 1921 году Артур получает приглашение на работу в лабораторию крупной и широко известной компании – газеты под названием New York Times.
Карьера и появление «Суперспособности»
Спустя еще 3 года Феллиг начинает совмещать работу лаборанта, фотографа и печатника для новостей в популярной фирме под наименованием Acme Newspictures. Именно это агентство занималось поставкой уникальных фотографий практически во все крупные и важные издательства по всей стране в то время, а также публиковала снимки и для своего журнала.
Виджи работал ночью, когда многие коллеги уже отдыхали. Артуру нравилась эта тяжелая монотонная работа по ночам, ведь через него проходили все главные события мира, о которых все остальные люди еще не знали. Выполняя задания в абсолютной темноте, он иногда брал свою камеру и фотографировал ночную жизнь Нью-Йорка (о том, как фотографировать ночью можно почитать тут).
Феллиг обработал своими руками большое количество снимков в Acme, пропускал все произошедшие истории не только через свои руки, но и себя. Ему попадалось все из жизни людей, через его тело и мысли протекали: террористические акты, аварии на железной дороге, войны, кровавые убийства, жизни влиятельных людей, например, королей или же президентов. Он буквально был в курсе всего на свете.
Этому прославленному агентству он посвятил 10 лет своей жизни, а его недельный заработок на тот момент составлял 50 долларов. Проработав так долго в хорошей компании, Артур Феллиг понимал, что хочет брать от жизни еще больше и решил уволиться из Acme.
В 36 лет фотограф становится свободным деятелем в этой области и работает фрилансером, а также по совместительству он сотрудничает с отделением полиции Манхеттена. Именно эта работа сделала его тем человеком, каким его считают люди в современном обществе.
Вместе со славой у состоятельного фотографа появляется и необычное прозвище «Виджи». Это простое слово прикрепилось к нему из-за его ошеломительной способности моментально оказываться в том самом месте, где буквально только что произошло чрезвычайное происшествие или событие иного рода. Люди, которые присвоили ему такое прозвище, сравнивали его талант с игрой, в которой победа зависела исключительно от быстроты нажатия на кнопку, при условии, что игрок знал правильный ответ.
Его секрет был оригинален и прост одновременно: в его машине находилась обыкновенная полицейская рация, которая давала ему возможность знать обо всех событиях криминальной доли общества. Это был первый и единственный фотограф, у которого получилось взять разрешение на столь увлекательное и волнующее передающее устройство.
У него будто стерлись границы этого мира, он просто сидел и ждал, пока преступление или событие придет к нему само. Но эта работа была не так проста, как может показаться на первый взгляд, ведь он был свободен и сам искал свой заработок, хотя при этом ни от кого не зависел. Нужен был не просто репортаж какого-то момента, он должен был показать всю историю в одном или нескольких кадрах – только так он мог заинтересовать очередного покупателя.
Зачастую в его жизни были очень тяжелые работы — это было время великой депрессии, во время которой люди хотели погружаться в тяготы других, чтобы позабыть свои проблемы.
У Виджи получилось стать для американских людей неким олицетворением их непростого времени. Он профессионально отражал жизнь гангстеров, нашел с какой стороны преподнести деятельность джаз-клубов, показывал, что происходит в реальности в тот или иной момент.
На протяжении 10 лет основными работами фотографа были криминальные истории: от простых преступников до жестких автомобильных аварий, от гангстеров до трансвеститов. Но в его интересы входили не только незаконные инциденты, конечно, он одновременно увлекался и жизнью простых мирных граждан. Причем он с таким же талантливым мастерством преподносил и стороны спокойного бытия населения.
Спустя немного времени состоялась его первая выставка в Нью-Йорке в далеком 1941 году, которой он дал название «Виджи: убийство – мой бизнес». Через 2 года фотограф демонстрирует свои 5 лучших работ в Музее современного искусства. Они были словно картины. Еще спустя некоторое время его жизни он выпускает итог своей десятилетней проделанной работы – книгу под названием «Обнаженный город», а чуть позже Артур публикует еще одно собственное творчество – «Люди Виджи».
Окончание карьеры и уход
В начале пятидесятых у Артура Феллига появляется новый этап в его карьере фотографа. Этот человек вносит понятие «карикатура» и начинает активно заниматься этим увлекательным направлением. Он преподносил удивительные портреты различных знаменитостей в абсолютно новом видении. В 1952 году он публикует еще одну книгу и называет ее «Обнаженный Голливуд глазами Виджи». Эти работы очень впечатлили редакторов журнала Vogue, и они решили опубликовать лучшие из них в своем издании.
В московской «Галерее Гари Татинцяна» проходила одноименная выставка, на которой было продемонстрировано целых 40 лучших фотографий как раз того периода, когда наш герой работал на полицию.
Свое последнее время фотограф уделил лекциям, которые провел в странах Европы и США, а еще Артур успел поработать с выдающейся личностью – Стенли Кубриком, сняв тем самым свой первый фильм «Обнаженный город». Феллиг провел еще несколько выставок, на этот раз уже в России и Германии. Им было опубликовано еще две книги: автобиографическая и так называемая «Виджи: креативная фотография».
Ушел из жизни замечательный человек и талантливый фотограф 26 декабря 1968 года в любимом Нью-Йорке – городе, которому отдал всю свою творческую жизнь.
Если эта статья вас затронула, поделитесь, пожалуйста, ей в социальных сетях, нажав на одну из кнопочек ниже.
С абсолютной искренностью, Максим Измайлов.
Комментарии