Ирвин Пенн
Автор: Максим Измайлов | 09 декабря 2021Ирвин Пенн (1917–2009) – в современном мире является мастером портретной съемки и фэшн-жанра. Его популярность основывается на некоторых собственных секретах и нововведениях: он фотографировал разных людей в углах комнаты и делал невероятные симки на серых строгих тонах. Как профессионал своего любимого дела, Пенн считал, что даже съемка простого пирожного может превратиться в настоящее искусство.
Пенн, как и в то время, так и на сегодняшний день, считается одним из великих фотографов XX века. Он начал фотографировать для самого популярного журнала во всем мире уже начиная с сороковых годов, но работа в Vogue не сделала его знаменитым. Мировая популярность к фотографу пришла после того, как он начал показывать свои неповторимые портретные фотографии.
Он снимал людей разных профессий и социальных уровней, демонстрировал жизнь изнутри простых рабочих, а также не обделял вниманием фотосъемку обнаженных девушек и не раз запечатлел необыкновенной красоты натюрморты.
Его биография содержит работы, которые иногда носили причудливый характер, поскольку Ирвин отличался огромной безмятежностью и даже мог фотографировать простые вещи так, что они в ту же секунду становились весьма оригинальными.
Детство и юность
Ирвин Пенн появился на свет 16 июня 1917 года в Плайнфилде, Нью-Джерси (США). Его родители были простыми людьми: отец работал часовщиком, а мать – медсестрой. У всемирно известного фотографа был брат по имени Артур, который позже прославится за счет кинорежиссуры.
В свои 17 лет Пенн уже начал обучаться у выдающегося дизайнера по имени Алексей Бродович в Школе искусств. После четырехлетней стажировки Ирвин тут же начал начал работать арт-директором одного универмага под названием Fifth Avenue. Как фотограф он только начинал развиваться, поэтому в основном снимал улицы города.
Через некоторое время фотограф уехал в Мехико и с головой погрузился в живопись. Именно это время положительно отпечаталось на его карьеру и дало толчок в развитии в области фотографирования. Отличительными чертами его работ являются – нестандартное освещение объекта и его неповторимые образы.
Когда Ирвин вернулся из Мехико, Бродович знакомит будущего мастера с арт-директором популярнейшего журнала Vogue – неким Александром Либерманом. После знакомства тот решает нанять к себе талантливого ассистента в лице Ирвина Пенна. Уже в 1943 году в журнале была опубликована его первая работа, которая представляла собой необычный натюрморт из обычных вещей.
Настоящие профессиональные снимки у него начали проявляться, когда была Вторая мировая война. С 1944 по 1945 год Ирвин Пенн находился в составе известной Американской полевой службы и помогал Британскому корпусу как в солнечной Италии, так и в Индии. После военных событий в 1946 году он вернулся и продолжил работать на Vogue, но уже в штатной должности фотографа.
Либерман всегда отзывался о нем, как о самом целеустремленном человеке из всех, кто с ним когда-либо сотрудничал. Его фотоработы были и просты, и сложны одновременно, он умел находить и раскрывать настоящую моду там, где могло показаться, что она вообще отсутствует. Большинство его фотографий были невзрачными, но именно эта черта и привлекала всех зрителей к его необычным работам.
Именно во времена Ирвина Пенна в моду вошло настоящее олицетворение скульптур, ведь его работы будто можно было собрать по кусочкам, и в конечном счете получить целую картину как единый сооруженный постамент. Все его снимки были настолько экзотическими, что можно было по одному взгляду на фото понять, какой выдающийся автор стоит за этим невообразимым полотном искусства.
Когда он брался за камеру, то из кадра в ту же секунду исчезало все лишнее. Он всегда грамотно выделял силуэты своих моделей и подчеркивал их сексуальность и женственность, а тонкие сигареты в их нежных и красивых руках добавляли снимкам особую атмосферу на черном или сером фоне.
В 1950 году Пенна отправили во Францию, где он должен был сделать серию фотоснимков новых коллекций моды. Для того чтобы погрузиться в необходимый процесс фотосъемки, фотографу понадобилось срочно арендовать здание, в котором роль стен для его нешаблонных фотографий выполняли обычные занавесы театра.
Он, как и все великие фотографы, отчасти добился успеха благодаря собственным экспериментам: в его фотографиях важным были не только сами модели или популярные личности, но также и их образы, которые он всегда тщательно подбирал для каждого живого объекта фотосъемки.
Иногда это были очень драматичные облики, но зачастую они носили весьма романтический и непринужденный характер.
Например, как его одна из лучших работ, которая стала очередной обложкой для Vogue – очаровательная девушка с маленькой шляпой и черной вуалью.
Карьера и дальнейшая жизнь
В 33 года в 1950 году он решает жениться на привлекательной и знаменитой модели Лизе Фонсагривс, сохраняя с ней профессиональные рабочие процессы. А также Ирвин Пенн стал первым фотографом, чьи черно-белые снимки были опубликованы на обложке Vogue. Работы Уолкера Эванса и Эжена Атже сильно повлияли на творчество Пенна, из-за чего он и решил перейти от съемки моды к портретной фотографии.
Он любил снимать решительных девушек, как его прекрасная супруга, поскольку именно такие особы давали ему энергию и музу для создания очередного фотографического шедевра. Он будто каждый раз показывал зрителям свои истории, которые до этого не видел ни один человек на Земле. Ему удавалось поражать всех вокруг с каждым разом все больше и больше, и именно из-за такой подачи своего мастерства он и добился колоссального успеха в жизни и всемирной известности после смерти.
Те женщины, что работали с Ирвином Пенном, зачастую сами начинали меняться и показывать жестами и изгибами своих роскошных тел всю решительность и уверенность, которая ранее таилась в их скромных душах.
Но это совсем не значит, что сотрудничество с фотографом портило их модельную робость, они никогда не вели себя распущенно или беспорядочно, а вот дальнейшая фотосессия хиппи в 60-х очень разочаровала мастера, поскольку именно эти личности пробудили во время съемки настоящую человеческую апатию.
Фотограф зачастую давал необычные названия своим работам, так как считал, что название – это важнейшая часть его деятельности. Ирвин Пенн профессионально сочетал мистику и ужас в своем творчестве, которые всегда выглядели вполне привлекательно и совершенно. Примером таких фотоснимков является его знаменитая фотосерия 1974 года под названием «Миры в маленькой комнате», и это название было дано ей из-за передвижной фотостудии, на которой он колесил от Азии до Австралии.
У Ирвина был четкий взгляд на непростые детали, он всегда с осторожностью сочетал свет, композиции и контрасты, которые в результате ему всегда удавалось перенести на фотографии в независимости от сложности тематик его работ.
Ближе к шестидесятым годам он создал еще одну удивительную фотосерию своих бесподобных кадров под незаурядным названием «Земные тела». Спустя примерно 20 лет работы были продемонстрированы в Галерее Мальборо.
Начиная с 80-х Ирвин начинает понимать, что натюрморты и цветы занимают в его сердце значительно больше места, в отличие от колоритных и серых портретов. Именно такое решение позволило ему найти и сохранить внутреннюю гармонию, а также полностью погрузиться в необъятный мир живописи и настоящего искусства.
Манера процессов его работы была весьма оригинальной и странной. Казалось, что этот мастер сам все усложнял на ровном месте: он никогда не использовал вспомогательную технику, которая могла бы намного упростить все его фотосъемки и поспособствовать в легкости запечатления каждого уникального кадра.
Он любил лишь играть со светом и часто делал половинчатые фотографии: одна половина лица моделей или знаменитостей всегда была подсвечена искусственным освещением, а вторая покорно оставалась в абсолютном мраке. Одна из его наиболее популярных работ – это фото 1950 года под названием «Угольщик».
Откуда бы Ирвин Пенн ни черпал свое вдохновение, в его творчестве всегда присутствовали некое завораживание и абстрактность мышления. Большую роль на его снимках зачастую играли света и тени, нежели чем сам объект фотосъемки.
Фотограф отдавал всю свою искренность и передавал на кадр глубину своих чувств – именно поэтому работы Ирвина настолько ценятся его последователями и современным обществом.
В 1980 году Пенн представил свою новую прекрасную фотоработу «Больница», на которой изображена очень мрачная история. Такое простое название этого необычного кадра и на сегодняшний день воспринимается по-разному многими людьми. Некоторое время спустя эта фотография будет опубликована в Энциклопедии современных фотографов.
Через четыре года Джон Жарковски в Нью-Йорке в Музее Современных Искусств решил организовать выставку из прошлого Ирвина, а также продемонстрировать его лучшие работы в Галерее Пэйс-МакГил. На сегодняшний день его работы хранятся в самых популярных и крупных музеях США и Европы.
Пенн продолжал свою работу для популярных стилистов и дорогих брендовых модельеров. Иссэй Миякэ – японский модельер восхвалял все его проделанные работы, потому что Ирвин преподносил его дорогой товар с совершенно другой стороны не только для покупателей, но и для самого Миякэ. Он будто вселял в одежду душу, а та оживала в глазах потребителей.
В 1992 году умирает возлюбленная фотографа, оставляя своего мужа с внуками, сыном Томом и родным братом Артуром.
Фотограф был инициатором предметной фотосъемки для рекламы в то время, когда Vogue решил открыть новые рубрики, что были посвящены всеобщему уходу за кожей. Во время этих фотосъемок он старался уделять свое профессиональное внимание маленьким деталям и этот подход, разумеется, оказался победным.
Многие бренды, с которыми он работал, до сих пор держатся на вершинах рейтингов по большей части благодаря восхитительным рекламным фотографиям Ирвина Пенна.
Ушел из жизни великий творец и профессионал 7 октября 2009 года в своем доме в Манхеттене, когда ему было 92 года. Ирвин Пенн до сих пор занимает почетные места во всемирной истории фотографии. Он один из тех, кому звание «Мастер фотографии» будет всегда принадлежать оправдано и заслуженно.
Такая вот личность! Кстати, следите за новостями моего блога, подписавшись на обновления в меню справа.
С абсолютной искренностью, Максим Измайлов.
Комментарии
Но не стоит забывать, что важное место в его творчестве занимали и натюрморты. Да, у него есть и необычные предметные композиции (к примеру, раздавленные фрукты, женские губы в качестве фона и т.д.), но подавляющая часть натюрмортов идеальна в композиционном плане. Можно смело брать как пример для подражания.