Естественный свет
Автор: Максим Измайлов | 22 февраля 2014Изображение создается благодаря свету. Без него процесс съемки был бы невозможен. При этом естественный свет постоянно изменяется. В одно время он может быть ярче, в другое – тусклее.
Решающего значения это не имеет, поскольку недостаток освещения можно компенсировать, увеличив время выдержки или открыв шире диафрагму, что позволит добиться необходимой экспозиции.
Но понимание характера освещения – это принципиальный момент в плане создания успешного снимка.
Почему меняется освещение
На эффективность сюжета влияет множество разноплановых факторов, обусловленных природным движением Земли вокруг Солнца. Параметры изображения настолько сильно зависят от естественного света, что снятый сегодня сюжет в точности никогда уже не повторится. Ведь положение светила на небе определяется не только временем суток, но и месторасположением фотографируемого объекта, временем года и т. п. В комплексе все факторы влияют на оттенок, яркость и угол освещения, положение теней.
Одно лишь состояние атмосферы может измениться всего за минуту. Например, облака способны не только закрывать от нас солнце, но и выполнять функцию рассеивателя или фильтра, регулируя уровень освещения. Поэтому кадр, который казался вам замечательным, через секунду может исчезнуть.
Следует учитывать еще и то, что из-за особенностей своего сознания мы видим вещи такими, какими запомнили, либо которыми желаем видеть. Подобные моменты хорошо заметны на разнице уровня освещения. К примеру, особый спектр естественного света придает пейзажу золотистый оттенок на закате (подробнее об этом я писал в этой статье). Но обычно мы не замечаем разницу в освещении, которое меняется в течение короткого промежутка времени.
Фотограф: Елена Шумилова.
В реальности природный свет постоянно изменяется по резкости, направлению и цвету. Это оказывает заметное влияние на то, как выглядят объекты, запечатленные на снимках. И фотограф должен научиться улавливать вариации света, чтобы еще до спуска затвора определить, какое состояние освещения поможет сделать сюжет максимально выигрышным.
Большинство фотографий снимается с использованием естественных источников. Опытные фотографы при постановке сцены всегда стараются учитывать именно природное освещение, поскольку именно он позволяет получить превосходные результаты. Вспышка, особенно при некорректном применении, смотрится на снимках искусственно.
Источники естественного света
Под данным термином не всегда подразумевают свет из окна. Природным источником может выступать и солнечное освещение днем, и свет от луны в ночное время. При работе с естественными источниками света нужно учитывать, что они могут отличаться по происхождению, направлению, яркости, цветовой температуре.
Фотограф: Анна Алексеенко.
При этом источники можно совмещать. Например, одновременно использовать освещение из окна и лампы накаливания либо галогенные аналоги, направленные в потолок, чтобы отражать свет от него для придания общей мягкости освещения. Также следует учитывать, что тон всей сцене обычно задает цветовая температура. Например, рассеянный через красную занавеску солнечный свет даст красноватый оттенок, а лучи, отраженные от голубой стены, соответственно, дадут голубоватый тон.
Если вы снимаете в помещении, всегда можно отыскать угол, при котором естественный свет обеспечит максимальную объемность. Чтобы зафиксировать это на изображении, можно выбрать другой ракурс, попросить модель развернуться. Кстати, о позировании можно почитать в следующих статьях:
Свобода действий фотографа ограничена природными источниками. Можно слегка изменить освещение, но извлечь наибольшую выгоду из него не получится. В перечень самых распространенных проблем входят следующие дефекты на изображении: неправильная экспозиция, паразитные оттенки, темный фон и глубокие тени на лицах. Если вы снимаете без дополнительной подсветки, не стоит фотографировать модель на чересчур ярком фоне, иначе снимки могут выйти затемненными.
Направление и цветопередача
В помещении естественный свет может создавать глубокие резкие тени, в которых могут пропасть элементы и фона, и модели (если идет речь о портретной съемке). Чтобы не допустить этого, необходимо использовать портативную подсветку либо включить дополнительные источники освещения. То же самое относится и к съемке на пленэре.
Цветовая температура природного освещения может послужить проблемой во время определения баланса белого. Особенно сложно подобрать нужный баланс при использовании комбинированного освещения. И да, при фотосъемке в комбинированном режиме нежелательно применять лампы дневного света, поскольку они могут дать желто-зеленоватый оттенок.
Многие фотографы ошибочно полагают, что все промахи, допущенные при проведении фотосессии, можно исправить посредством дальнейшей обработки изображений.
Но на практике это не всегда реализуемо. Например, если паразитный оттенок выражен очень сильно, в графических редакторах сложно будет поправить баланс белого.
Разновидности естественного света
Источник освещения позади объекта
Наверное, каждый начинающий фотограф мечтает снять кадр, чтобы источник находился позади модели. При правильном использовании такого освещения можно получить превосходные результаты. Однако не исключено, что потребуется рассеиватель либо отражатель, чтобы хорошо проработать тени. Свет образует чудесное свечение, проходя сквозь полупрозрачные элементы, такие как листья или волосы. Контражур также сделает вашу модель божественной. И даже если свет будет падать немного сбоку - эффект превзойдет все ожидания.
Фотограф: Павел Спивак.
Если источник освещения находится сзади снимаемого объекта, фотографу придется определиться с установкой экспозиции. Можно установить ее по модели, но в результате вы получите переэкспонированный фон. Согласно другому варианту, экспозиция устанавливается по фону, вследствие чего модель получается недоэкспонированной.
Если вы приняли решение экспозицию замерять по модели, пользуйтесь точечным замером либо подойдите максимально близко для настройки аппаратуры. Иначе яркое освещение сзади может привести к погрешностям в измерении. В случае применения отражателя экспозицию следует замерять, установив отражатель в рабочее положение, чтобы модель не получилась переэкспонированной.
Поскольку большая часть естественного света поступает сзади, освещение лица получается мягким, контрастности не хватает. Это напоминает съемку в высоком ключе в какой-либо студии, когда фон чересчур пересвечен вспышками. Одним из проблемных моментов подобной съемки является опасность получить недоэкспонированный объект фотосъемки. Чтобы улучшить тон кожи и сбалансировать экспозицию, необходимо применять накамерную вспышку.
Освещение из окна
Оконный свет – еще один источник, обеспечивающий приемлемое освещение. Контролировать его достаточно легко. Например, хороших результатов можно добиться, если опустить жалюзи. Пользуйтесь такими приемами, чтобы найти правильное соотношение между тенями и светом в кадре. Большие окна особенно хороши.
Фотограф: Елена Шумилова.
На выездных фотосетах я стараюсь применять естественный оконный свет. Как и студийные софтбоксы, он способен задавать разноплановое настроение, которое может изменяться в зависимости от времени съемки. Например, от театрального резкого эффекта, когда в середине дня из окна падает прямой естественный свет, до мягкого романтического свечения, характерного раннему вечеру. Также на качество и количество света влияют размеры и форма окна.
Обычно я применяю большое окно, поскольку оно обеспечивает хорошее освещение для ростовых портретов (подробнее о позировании стоя можно почитать здесь). Очевидно, что о количестве света для крупноплановых портретов или съемки небольших групп можно не беспокоиться.
Если комната служит частью фона в кадре, убедитесь, что мебель можно расположить и в ее глубине, а не только возле окна. Это обеспечит больше гибкости, вы сможете управлять интенсивностью и контрастом освещения, варьируя положение модели. Закрыв окно полупрозрачным материалом (наподобие вуали), вы смягчите освещение, добившись качества естественного света, похожего на софтбокс. Единственный недостаток – невозможность контролировать угол наклона лучей солнца, поскольку это зависит от времени дня.
В ясный день оконный свет, падающий через листву, может образовать пятна. Иногда такое освещение дает плоскую картинку. В этом случае варьируйте положение модели. Например, если она чуть развернется к камере, то появится тень на стороне лица, удаленной от окна. Это добавит объемности изображению.
Если солнце расположено высоко, лучи падают под острым углом. Поэтому нужно разместить модель ниже линии окна, к примеру, посадить ее на пол либо стул. Чтобы под глазами не было резких теней, ей нужно несколько приподнять лицо вверх. Для контроля над контрастностью освещения применяйте отражатель. Его нужно направлять от фотокамеры на объект съемки.
Освещение и элементы природы
Хорошим правилом является съемка поздним вечером либо ранним утром. Так вы научитесь замечать «химию», которая происходит в предметах в связи с изменяющимся естественным светом. Эти мглистые, туманные, хмурые утра с потоками света, проникающими через облака, создают неповторимые пейзажи.
Игра теней
Тень будет везде, где есть свет. Сложно переоценить знание того, как компоновать и контролировать тени, применять их для своего сюжета. Чтобы рассказать свою историю посредством теней, нужно иметь видение художника.
В негативном пространстве использование теней добавляет сильное настроение объекту съемки и всему изображению. Восприятие человека старается «не видеть» в кадре теней, что усиливает видение фотографии в целом.
Силуэты
Силуэты любят все. Их использование в разноплановых формах началось еще в 18-м веке. Темные силуэты на светлом фоне создаются посредством освещения объекта сзади, при условии яркого фона. Это заметно придает настроение снимку и добавляет форму в кадр.
По своей природе естественный свет более изменчивый и сложный, чем представляет себе обычный человек. Мозг и глаза стремятся общими усилиями скорректировать, приспособить, проигнорировать либо отвергнуть многие нюансы освещения. Если вы не будете понимать природу освещения, то вряд ли достигнете профессионального мастерства.
Яркость освещения не является единственным решающим фактором. Иначе оптимальным способом подсветки служило бы прямое освещение. Привлекательность и своеобразие картинки достигаются не только количеством света, но и его качеством. А данный фактор может иметь бесконечно разные характеристики.
Фотограф: TJ Scott.
В первую очередь освещение задает тональную ритмику кадра. Оно может создать нужное настроение, преобразить любой мотив. Интенсивное встречно-боковое освещение оставляет глубокие тени и яркие блики на объектах, вносит воздушность и легкость. Контровой встречный свет эффектно прорисовывает силуэты, образует сияющие ореолы вокруг них. Также он наполняет движением пространство.
Боковой естественный свет подчеркивает фактуру поверхностей, позволяет объемно моделировать попавшие в кадр предметы. Прямое освещение, падающее со стороны фотокамеры, избавит от теней, но сделает пространство плоским.
Вот такие дела, друзья. Фотография – это намного больше, чем просто нажатие на кнопку спуска затвора. Согласны?
Успехов вам!
Комментарии