Ошибки начинающих фотографов!
Автор: Максим Измайлов | 02 июля 2022Снимать красивые и качественные фото – мечта начинающих любителей и мастеров-профессионалов. Давайте поговорим о самых распространенных ошибках начинающих фотографов!
В этой статье мы также немного коснемся некоторых секретов настройки зеркальной фотокамеры. В ошибках нет чего-либо зазорного. Все мы допускаем промашки. Главное – вовремя их исправить и не повторять снова.
Фотограф: Алексей Цыганко.
А еще лучше учиться не только на своих оплошностях, но и на чужих.
Если честно, я хотел разбить статью на две части, но в конце концов решил выдать материал полностью для лучшего усвоения. Поэтому приготовьтесь впитывать в себя горы полезной информации. Ведь любой более или менее опытный фотограф назовет огромный список ошибок, которые в свое время он совершал: потерянная крышка объектива, отсутствие резкости, «заваленный» горизонт в кадре, разбитая оптика, загубленная фотосессия и так далее. Некоторые советы начинающим фотографам я уже давал в этой статье, советую ее прочитать! Итак, поехали.
Ошибки начинающих фотографов и рецепты их исправления
Об изучении скучной инструкции
Это один из фундаментальных пунктов, вынесенный на первое место! Все возможности вашей камеры прописаны в этом «техническом талмуде». Изучайте инструкцию с камерой в руках и на практике пробуйте следовать всем указаниям. Ищущий обязательно найдет в ней ответы практически на все вопросы.
Эксперимент в настройках
Отличный способ создания креативных фотографий – экспериментирование с великими возможностями вашей камеры. Довольно частая ошибка начинающих фотографов – в боязни использования различных творческих режимов и функций. Дерзайте, не бойтесь, побудьте испытателями! Меняя настройки, есть, конечно, риск создать затемненные или засвеченные фотографии. Но это не катастрофа и вполне поправимое дело.
В худшем случае, оно означает пропуск одного-двух важных кадров. Но, делая последующие фото, вы будете знать, как настроить фототехнику. А совершенству нет предела!
Отмените старые настройки
Еще одна из ошибок начинающих фотографов – оставлять прежние настройки для новой серии кадров. Приучите себя аннулировать все настройки после каждого фотосета. Это наилучший способ избежать проблем.
Перед очередной съемкой настраивайте фотоаппарат по-новому. Кроме самой настройки, обращайте внимание на «отладку» вспышки и других фотографических атрибутов техники, которые могут понадобиться.
Установка точечного замера экспозиции
При съемке и частом перемещении фотокамеры из светлого пространства в темное и наоборот, экспозиция может резко меняться от кадра к кадру. Если вы это заметили – поставьте точечный экспозамер.
Пятна и пыль на изображениях
Заметив странные пятна на своих фото, следует проверить фотокамеру. Это явление довольно распространенное. Грязной может быть и матрица, и объектив. Если нет возможности избавиться от загрязнения сразу, а съемка еще продолжается, то лучше снимать с прикрытой диафрагмой, примерно от f/11 и выше. До полной очистки техники избегайте фотографировать однотонные пространства. Пощелкайте что-то более разноцветное.
В крайнем случае можно, конечно, посидеть на минут двадцать подольше в фотошопе.
Режим ручной фокусировки на объективе
Пытаетесь сфотографировать красоту, находящуюся на позволительном расстоянии для съемки, и ничего не выходит? Проверьте режим объектива. Частенько причиной является установка оптики на ручной режим фокуса. Исправьте оплошность и чудесный кадр окажется в вашей копилке!
Установка режима непрерывной съемки
Одной из ошибок начинающих фотографов является некачественная съемка быстроменяющихся сюжетов. Установите настройку фотоаппарата в режим серийной съемки. В данном случае техника будет создавать несколько кадров в секунду. В противном – вы можете упустить важный «кадровый» момент.
Очень маленькое или слишком большое значение ISO
Забывчивость убрать настройки ISO после ночной или вечерней фотосессии чревата «зернистыми» фотографиями при последующей работе в условиях с хорошей освещенностью. От неприятности можно избавиться, изменив настройку ISO в наименьшую сторону.
Также, работая в помещении с недостаточным освещением, новички упускают из виду необходимость увеличения значения светочувствительности. В результате – на снимках очень темно.
О форматировании карты памяти
Перед важной фотосъемкой проверьте заполненность карты памяти фотоаппарата. Обидно, если для главного момента не останется места. Желательно очищать карту памяти после переноса отснятых фотографий непосредственно на компьютер. Это значительно улучшит эффективность работы фотокамеры.
Вспышка при дневной съемке
О полезности вспышки в темное время суток спорить никто не станет. А вот днем, при ярком свете, профпригодность ее значительно отличается от ночной. Дневная фотосессия со вспышкой может значительно уменьшить общий контраст изображений или выглядеть на фото в виде ярких следов. Учитывайте это. Единственное исключение - использовать вспышку желательно только против солнца, чтобы смягчить тени на модели.
Компенсация экспозиции
Компенсация экспозиции – лучший способ, предотвращающий ошибки в большинстве режимов. В зависимости от ситуации ее всегда можно откорректировать, поставив значения в «+» или в «–».
На голове растут деревья
Весьма распространенная фотографическая сцена. Нередкой ошибкой начинающих фотографов являются фото, когда у человека на голове «вырастают» столбы или деревья, а линия горизонта или какая-нибудь палка «выходит» из ушей.
Фотограф: Leszek Kowalski.
Отойдите чуть в сторону и деревья возвратятся на землю, столбы обретут основание, а линия горизонта встанет на место. Постарайтесь обращать внимание на фон, тем самым подобные ляпы можно пресечь на корню.
Кадровые обрезки
На снимках новичков часто получаются «обрезанные» краем кадра локти, кисти, ступни, одежда. А на заднем плане виднеется чье-то наполовину обрезанное лицо или конечность. Создавая портрет, уберите из кадра все лишние детали, которые мешают созданию гармоничной композиции.
Не обрезайте ноги-руки человеку по суставам! Если возникла насущная необходимость обрезки, то не стоит делать из человека инвалида - обрежьте кадр выше колен или, соответственно, выше локтей. Но не в районе ступни или кисти.
Об эффекте красных глаз
Подобное явление возникает из-за использования вспышки в условиях недостаточной освещенности. Это случается, потому что свет от фотовспышки отражается сетчаткой человеческого глаза. Неприятность, портящая снимок. Как с ней бороться?
Первая мысль, приходящая на ум – отказаться от фотовспышки. Решение вполне разумное! Но некоторые условия освещения не позволяют этого сделать. Попросите человека не смотреть прямо в объектив, либо установите вспышку так, чтобы световой поток не «бил в лоб». Хорошим вариантом будет комбинирование естественного света и внешней вспышки.
Фотограф: Олег Линник.
Избежать нежелательного эффекта «глаз вампира» можно, используя функцию под названием «красные глаза», которая присутствует во многих современных фотоаппаратах.
Очень далеко
Поймать настроение, выражения лиц, эмоции – вполне естественное стремление при групповой съемке. Ошибка начинающих фотографов в том, что такие фотографии делаются на большом отдалении. Стоит приблизиться, оптимально используя в кадре пространство вокруг. Также неплохо бы пользоваться и зум-объективом, если таковой имеется.
Все и сразу!
Много – не всегда хорошо. Не нужно заполнять кадр бесчисленным количеством объектов. Ищите способ привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одно из средств – выбор фона, который не позволит отвлечься от главного объекта.
Помните об освещении
Светочувствительность современной фототехники сегодня такова, что съемку можно проводить в любых условиях. Но при очень ярком освещении обилие резких теней или бликов часто разочаровывает. Хотя фотоаппарат сам правильно определяет общий уровень освещенности, он все же иногда неправильно устанавливает необходимую экспозицию.
Фотограф: Анна Алексеенко.
Чтобы избавиться от резких теней пользуйтесь рефлектором (отражателем).
Выглянуло солнышко
И появилась засветка. Избыток света, который направлен прямо в объектив, является причиной бликов даже в том случае, если солнце и вовсе не попадает в кадр. Избавиться от кругов и пятен, отражающихся от внутренних линз объектива довольно легко. Измените положение фотоаппарата, либо используйте отличный инструмент под названием «бленда».
Держи ровнее
Важным моментом горизонтальной линии в композиции является ее ровное расположение! В противном случае вид объекта, скатывающегося с горы, вам обеспечен. Ошибки начинающих фотографов заключаются именно в этих, казалось бы, мелочах. Горизонт очень легко «заваливается», особенно при съемках на море. Для правильности воспользуйтесь индикатором видоискателя или ЖК-экраном. Незначительный угол наклона практически незаметен при съемке, но хорошо обозрим в напечатанных фотографиях.
Проверка на резкость
Нужно заранее убедиться, что обозначенная на экране видоискателя область фокусировки наведена точно на объект съемки.
Работа автофокуса затруднена в тумане или в тени. Чуть больше внимания в таких условиях и у вас получится отличное резкое фото.
Пересвет и провал в черноту
Качественный снимок не содержит совершенно белых или совершенно черных пятен. Даже если один из возможных трех цветовых каналов оказался засвеченным, это тоже считается пересветом. Если, конечно, такой маневр не предусмотрен творческим замыслом. Например, портретная съемка на черном или белом фоне.
Постарайтесь, чтобы при ночной съемке фонари и освещенные здания не выглядели белыми пятнами. При дневной – таким пятном может оказаться небо. Анализируйте свои фотоизыскания, сразу после съемки просматривая гистограмму. Если камера позволяет, сохраняйте снимки в RAW формате. Это очень важный момент. Никогда не снимайте в JPG, если в камере есть RAW - за этим вы ее и покупали!
Шум – маленькая мелочь
А доставляет неприятности. Шумы на фото могут выглядеть словно мелкий цветной песок. Появление шумов связано с высокой светочувствительностью. Это особенно актуально в цифровой фототехнике с матрицей маленькой площади. Но в некоторых случаях шум наоборот дополняет художественную задумку.
Подправить этот недочет можно средствами фотошопа (как вариант, фильтром Reduce Noise). Но лучше позаботиться об этом заранее, уменьшив ISO или чуть более осветив предмет съемки. О других дефектах на фото и писал тут.
Горизонт посредине
Желательно, чтобы линия горизонта находилась не посредине, а в первой или третьей плоскости кадра. Следите за тем, чтобы он не был «завален».
Золотое сечение - вот наше все! Многие великие фотографы пользуются им испокон веков, пользуйтесь и вы, не забывайте.
О параллельных линиях
Очередная ошибка начинающих фотографов – допуск рядом с границами фотографии параллельных линий. Мостовой бордюр или даже обычный ствол дерева могут испортить красивую задумку. Такой дефект скрывают, подумав о кадрировании или используя виньетирование.
Вспышка в лоб
Не делайте портретных съемок со встроенной вспышкой! Вообще не делайте. Забудьте ее, как страшный сон. Представьте, что ее не существует. Отражатели, рассеиватели, экраны и прочие атрибуты – подспорье для качественного создания портрета. К тому же целые тома написаны о науках правильной постановки света. Почитайте некоторые из этих полезно-поучительных фолиантов.
Если все же очень хочется сделать портрет, не имея вообще никакого осветительного оборудования - создайте простейшую осветительную конструкцию из мощной лампы и зонтика, выложенного изнутри фольгой. При этом направьте на модель рассеянный свет от парочки картонок, оклеенных все той же фольгой. Постарайтесь избежать броских бликов и резких теней на лице. Свет должен подчеркивать объем!
Что и зачем?
Два важных вопроса, которые должен задать себе любой фотограф. Первый: «Что я снимаю?». Второй: «Зачем я это снимаю?». На выигрышных снимках всегда присутствует как минимум один интересный объект. Это является ключевым элементом, вокруг которого обустраивается вся композиция.
Нечто, зацепившее ваш взгляд и захватившее внимание, в первую очередь должно способствовать притяжению внимания зрителя.
Объект посередине кадра
К ошибкам начинающих фотографов относится и стремление расположить объект съемки строго посредине. Это зачастую приводит к неживому, статичному изображению. Вспомните «золотое сечение»: прицеливаясь для снимка и глядя в объектив, зрительно нарисуйте сетку из 9 квадратов (состоит из двух горизонтальных и двух вертикальных линий) и разместите главные детали кадра на месте пересечений этих линий или рядом.
К примеру, в портрете самая важная деталь – это глаза фотографируемого. Если снимаете пейзаж, то существенной деталью может быть лодка, скользящая по реке. Поместите судно рядом с пересечениями. Не забывайте, что линия горизонта должна располагаться рядом с одной из воображаемых горизонтальных линий.
Конфликтующие детали оставьте за бортом
При любой съемке убедитесь, что в кадре вокруг главного объекта нет предметов, которые могли бы переключить внимание зрителя. Нет того, что «уводит взгляд». Обычно отвлекающие взгляд вещи превосходят объект съемки по цвету, форме, размеру, насыщенности.
Одно из условий красивых и качественных фото – не включать в фотосессию сопутствующие аксессуары, конфликтующие с объектом съемки. Подумайте, действительно ли нужны в кадре провода, пересекающие фасад красивого здания?
Без карикатур
Искажение формы снимаемых объектов не менее известная ошибка начинающих фотографов. Такие огрехи (ракурсные искажения) появляются, если снимать модель снизу или сверху при значительно приближении. Если эффект падающих зданий, непропорциональной фигуры, нарушения параллельности линий и вертикалей не входит в планы и не является авторской задумкой, то «карикатуризм» совершенно неуместен.
О плоских снимках и передаче пространства
Так, почти закончили. Снимки могут выглядеть плоскими при выстраивании в кадре линий, параллельных границам фотографии. В этом случае передача пространства будет показана лишь за счет разных планов. Боковое направление съемки усиливает ощущение пространства. Используйте разные ракурсы и различные фокусные расстояния. Этим вы измените перспективу кадра. Творите красоту, делая кадры не только с передним планом – не забывайте и про средний, а также задний план!
Не сильно увлекайтесь редактированием
Обработка снимков, сделанных современной цифровой камерой, так же необходима, как и проявка пленки или, например, печать снимков. Художник же не приносит на выставку или не выставляет на продажу недописанную картину. Известный фотограф Dave Hill в фотошопе проводит часы напролет.
Нынешние технологии называют цифровым негативом формат RAW, а проявкой – процесс конвертации. Снимайте в формате RAW, правьте яркость и контраст, корректируйте цвет в конвертере (Lightroom или Camera RAW, можно еще это делать в Capture One Pro). Но не увлекайтесь чрезмерной обработкой.
Фотограф: Сергей Филимонов.
Никакая, даже самая профессиональная «шлифовка» не сделает шедевром плохой снимок. Ядовитые и чересчур насыщенные цвета, переконтраст или полное отсутствие контраста вообще, неестественная фактура кожи у людей – такие снимки стали обыденным явлением, но не следствием высокого профессионализма и красоты.
И напоследок. Не следуйте за толпой, ищите свой индивидуальный стиль, стремитесь к гармонии цвета, которая наиболее живо передаст сюжет ваших съемочных задумок и творческих идей. Ошибки начинающих фотографов постепенно обращаются в знания и мастерство профессионала.
Надеюсь, что статья была вам полезна. Оставляйте, пожалуйста, комментарии – для меня это очень важно. Чуть ниже я добавил видео, которое поможет вам закрепить прочитанный материал.
Удачи!
Комментарии
Ваша работа должна располагаться к объективу под прямым углом - то бишь объектив должен смотреть на картину перпендикулярно. Это нужно для того, чтобы избавиться от искажений. Но даже в таком случае некоторые объективы дают «бочку» или «подушку» (об этом я писал здесь). Но это быстро правится в редакторе, например в Lightroom. Выставляете профиль вашего объектива и вуаля, искажения исправляются сами.
Фотографировать, как и моделей, вашу работу лучше не при прямом солнечном свете, а чтобы солнце рассеивалось через облака, дабы не было резких теней. Либо, второй вариант - фотографировать в студии - вот там получится и фон полностью белый и теней не будет, если заполнить фон дополнительным светом. Лучше снять студию и сфотографировать за час или два все, что вам нужно. Свет там обычно помогают выставить, если попросите. Единственное - надо будет снять стекло, если работа находится под ним - иначе получите одни лишь отражения на фото, как, собственно, и от вспышки. И всегда нужно делать от 3-5 кадров одной работы, чтобы после выбрать наиболее резкий.
Так что не все так просто, как видите))) P.S. Я взял на заметку вопрос, как-нибудь напишу об этом. И спасибо, что прочли статью «Ошибки начинающих фотографов»
Огромное вам спасибо за то, что вы делаете!
Очень интересно и полезно! Уже подписалась на новости, буду следить.
Очень понравилось как вы простыми примерами раскрываете сложные, для новичка, понятия.
Но с появлением малыша вспомнила о своем фотоаппарате. Прочитав Вашу статью, мне стало все намного понятно и ясно, как я могу улучшить свои навыки фотографий.
Спасибо за четкие обзоры ошибок, никогда бы не догадалась о том, что перед каждой новой съемкой надо менять настройки, что не обязательно делать объект фотографирования посередине кадра))