Свет в фотографии
Автор: Максим Измайлов | 25 августа 2022Привет, друзья! Освещение – едва ли не главный фактор в фотоискусстве, и сегодня мы поговорим именно о нем. Свет в фотографии весьма сильно зависит от условий съемки, и не учитывать их в своей работе просто нельзя.
Фотограф: Аля Минибаева.
Что нужно знать об окружающей обстановке, чтобы получить хороший кадр в любой ситуации?
Тип и цвет фона
Окружение главного объекта съемки может быть, например, отражающим. Примеров такого типа масса: снег, разного рода песок, светлые стены, водоемы, скалы... Работая в такой обстановке, помните, что глубина теней и контрасты неизбежно ослабнут. Интересный эффект дает цветная отражающая поверхность: она придает объекту съемки легкий оттенок. Вот совет: имейте это в виду и используйте в своих интересах.
Хороший кадр можно получить, если лучи солнца падают прямо на отражающую поверхность (скалу, стену и т.д.), а объект съемки располагается в тени. Сделайте так, чтобы его освещал именно отраженный свет – и дело в шляпе.
Другой тип окружающей поверхности – та, которая поглощает свет, темная. На ней усиливаются контрасты и четче прорисовываются тени. А еще такой фон снижает уровень освещенности на фото. Иногда этим можно пользоваться: просто измените направление света в кадре, и вы получите совсем другое впечатление. На одном снимке может быть как будто пасмурно, а на другом – слегка солнечно.
Иногда для съемок на природе используют специальные панели черного цвета. С их помощью можно регулировать направление освещения, так как они выборочно поглощают свет. А если пользоваться одновременно и поглощающими, и отражающими панелями, то можно получить весьма удобную систему управления светом в фотографии.
В ней все будет зависеть лишь от размеров панелей: чем больше их площадь, тем обширнее область съемки, на которую вы сможете искусственно повлиять по собственному замыслу.
Влияние контраста
Представьте себе улочку с выбеленными стенами или светлый скалистый массив. Это – общее отражающее окружение, и контрастность его невелика. Такой фон весьма удобен для фотографа. Работая с ним, можно получить массу удачных кадров и не бояться использовать прямое солнечное освещение. В других условия свет солнца коварен и может легко испортить снимок, но только не в этом случае.
Расположите объект съемки в тени, чтобы на него падал отраженный от поверхности свет (мы уже говорили об этом чуть выше). Теперь вам потребуется сделать экспозамеры в тени и на свету и сравнить показания. Нужно, чтобы уровень теневой освещенности составлял около 10% от значения, полученного на свету – в этом случае камера сможет зафиксировать изображение в деталях, без потерь.
Фотографы: Команда TropicPic.
Кстати, для такого теста можно сфотографировать свою руку или рукав рубашки, ведь важны не абсолютные показания, а только их соотношение. Если выяснится, что освещенность в тени меньше, чем в полном освещении на три ступени экспозиции, то стоит прибегнуть к помощи отражателей или разместить модель чуть ближе к фоновой поверхности. Эти простые приемы помогут подчинить свет в фотографии, а также посодействуют в реализации ваших потребностей и разовьют творческое видение.
Однако если разница показателей составляет 4 или 5 ступеней экспозиции, кадры получатся, увы, неудовлетворительными. При таком уровне освещенности на фото появятся затемненные области с нечеткими деталями, а без искажений будут зафиксированы только полностью освещенные участки предмета. Можно попробовать спасти ситуацию, увеличив экспозицию, но в таком случае цвета станут невыразительными, выбеленными. Такие снимки, увы, тоже не назовешь удачными.
К счастью, в облачные дни с сильным ветром погода может прийти вам на помощь. Облака перемещаются очень быстро, то заслоняя солнце, то открывая его.
Так что если вы снимаете пейзаж именно в таких условиях, найдите желаемый ракурс и ждите перемен в освещении – скорее всего, ожидание займет совсем немного времени.
Природные «отражатели» и «поглотители» и их влияние на свет в фотографии
Природные условия – штука удивительно непостоянная. Постоянно меняется погода, время суток, на смену лету приходит осень – и так далее. И фотографу это только на руку: представьте, сколько приятных возможностей и отличных шансов открывается перед вами! Дух захватывает. Однако во всем этом разнообразии есть несколько универсальных факторов, и знать о них нужно.
В первую очередь, речь пойдет о колоссальных естественных отражателях. Они способны кардинально изменить дневное освещение: и его контрастность, и направление. Таких мощных отражателей в природе 4: песок, снег, вода и облака.
- Песчаное пространство – слабый, рассеивающий отражатель. Окраска песка может варьироваться: желтый, белый, бежевый и масса оттенков. Каким бы ни был верхний свет, тени на песке получаются подсвеченными. А еще этот отражатель придает портрету теплый оттенок, и это можно успешно использовать, если вы работаете в холодном голубоватом освещении.
Фотографы: Команда TropicPic.
- Снежный простор в роли отражателя хорош тем, что он не окрашивает свет – ведь сам он чисто белый. Вот почему снег считается наиболее эффективной и нейтральной отражающей поверхностью. Однако у него есть существенный минус: в безоблачный день голубое небо слишком явно отражается от снега. Чтобы свет в фотографии не стал чересчур холодным, пользуйтесь фильтрами или поработайте с настройками камеры.
- Водоем – довольно прихотливая поверхность. Вода способна отражать свет лишь в том случае, когда он падает под углом менее 42 градусов. Еще одно непременное условие – водная гладь должна располагаться между солнцем и предметом съемки. Чтобы вода напоминала зеркало, нужен полный штиль. А если на поверхности водоема появится рябь или волны, это тут же изменит эффект отражения.
- Облака. У них двойная функция. Иногда облака работают, как большие рассеиватели света. Но в определенных условиях они могут играть и роль отражателей – когда поворачиваются к солнцу своей боковой поверхностью. Кстати, случается это довольно часто, ведь облака имеют внушительную высоту.
Вспомните белоснежные кучевые облака, похожие на горы. Они выглядят белыми, потому что естественный свет солнца отражается от их поверхности, а не поглощается ей. Как и снег, облака не окрашивают свет. И в отличие от снега, они отражают белые лучи солнца, а не голубое небо. Вот почему облака в кадре хорошо справляются с избыточной голубизной.
Фотограф: Дмитрий Изосимов.
Запечатлейте предмет съемки на фоне голубого неба с огромными облаками, и вашим снимкам обеспечены приятный контраст и отчетливые цвета. Пожалуй, это один из самых простых способов добиться гармоничного света в фотографии.
Теперь поговорим о природных поглотителях света. Самый сильный из них – голая земля. Второе место можно отдать густым хвойным растениям и камням темного цвета. Вода тоже иногда поглощает свет. Для этого необходимо расположить предмет съемки между водной поверхностью и солнцем. Искусственные поглотители также встречаются. К ним относятся черные от времени тоннели и деревянные здания, которые обработали креозотом.
Естественные источники света
Главный и самый очевидный из них – прямой солнечный свет. Однако помимо него существуют целых 4 разновидности природного света, которые мы не привыкли различать и называем простым словом – «пасмурно». Разумеется, фотографу будет полезно узнать подробнее, что это за типы и как с ними работать – о том, как важен свет в фотографии, напоминать излишне.
Фотографы: Команда TropicPic.
Назовем дополнительные типы естественного освещения: свет от неба, свет при сильной облачности, рассеянный свет и направленный свет в условиях облачности. Каждый из них по-своему влияет на конечный результат фотосессии.
- Свет от неба мы видим, когда солнце плотно закрыто тучей, в то время как в целом день безоблачный. Этот свет тусклый и рассеянный. Фотоснимки при таком освещении обретают голубоватый оттенок, а предметы на снимке кажутся бесформенными и не такими объемными. Вот почему в подобных условиях лучше воздержаться от съемки.
- Свет при сильной облачности (когда небо однотонное, и сложно сказать, где сейчас солнце) несколько благоприятнее для фотографа. Небо не голубое, а серое, поэтому оно не придает снимкам явственного холодного оттенка. Иногда, когда между облаками возникают зазоры, свет может приобрести направленность и подчеркнуть объем предмета съемки. Настраивая камеру перед работой, учитывайте, что освещенность в облачный день всегда слабая.
- Рассеянный свет очень похож на предыдущий тип тем, что тени предметов на земле почти не видны. Однако есть важное отличие: вы легко можете найти солнце по яркому пятну среди облаков. Такой свет в фотографии весьма благоприятен. Он достаточно яркий и добавляет кадрам легкий «теплый» оттенок. Контуры и пластика предметов сохраняются без искажений. Так что можно считать этот тип освещения прекрасным вариантом для съемок на природе, особенно если вы снимаете крупным планом. Причин рассеивания света две: облачность и дымка. Первая возможна лишь днем, при условии, что слой облаков сплошной, но довольно тонкий. Тогда наклонные солнечные лучи проходят сквозь облака, рассеиваясь и частично поглощаясь. А дымка, напротив, возникает обычно ранним утром или на закате, и только изредка ее можно наблюдать днем.
Фотограф: Jeen Na.
- Направленный свет в условиях облачности – непредсказуемое явление. Его можно наблюдать, когда слой облаков слишком разнородный и неупорядоченный. Например, в одном месте сгруппировались тонкие низкие облака, сквозь которые невероятно ярко просвечивает солнце, а рядом мы видим совершенно черные участки: в них тучи совсем не пропускают свет. Так нередко бывает при грозе, в сильный ветер и бурю. Особенно часто такое разнородное освещение наблюдается на морских побережьях, где ветер постоянно приносит облака самой разной формы и толщины.
Направленный свет в фотографии открывает перед оператором неограниченные возможности. Такой свет может падать под каким угодно углом, да и сам рисунок облаков может быть очень и очень разным.
Кроме того, такое освещение часто сочетается с другими эффектными явлениями: радугой, дождем, грозой, молниями (о них, кстати, я писал здесь). Работать в таких непредсказуемых условиях, согласитесь, весьма сложно. Но результат определенно того стоит.
Прочие факторы
Успех съемки зависит не только от типа освещения и характера фоновой поверхности. Оказывается, есть местности, отлично подходящие для фотографии, а есть точки на карте, которых профессионалы стараются избегать. Универсальных рекомендаций никто не дает, но попробуем рассмотреть несколько примеров того, как местность влияет на свет в фотографии.
Фотографы: Команда TropicPic.
Лидируют в своеобразном рейтинге благоприятных мест для съемки западные побережья Северной Америки, Великобритании, Европы и Скандинавии. Они хороши в любой сезон благодаря подходящей ориентации относительно светила.
Солнце в этих областях садится над океаном, и можно хоть каждый вечер выходить на «охоту» за красивым закатом (не забудьте взять с собой замечательную вещь под названием штатив). Это гораздо удобнее, чем пытаться поймать рассвет на восточном берегу – он слишком непредсказуем.
К тому же географические и климатические условия названных районов весьма благоприятны для съемки. Единственное ограничение: не стоит снимать во Флориде и на побережье Средиземного моря в июле и августе – в эти месяцы жара и влажность несколько «портят» естественное освещение.
Для сезонной съемки осенью и весной хорошо отправиться в Канаду, Шотландию, на Кавказ, в Крым, Альпы, в Скандинавию, а еще можно остаться в средней полосе России, если вы живете именно здесь. В этих регионах и странах погода в межсезонье быстро меняется, воздух чистый, а растения поражают своим цветом. В результате вы получите сочные и необычные кадры.
Фотограф: Jeen Na.
Тропические и субтропические регионы идеальны для съемки в осенний, зимний и весенний сезоны, но летом их следует избегать. Исключение составляют территории, где на летние месяцы приходятся муссоны (Юго-Восточная Азия). В начале и под конец сезона дождей можно получить интересные снимки за счет необычного освещения.
Завершая разговор о свете в фотографии, скажу о неблагоприятных в этом плане местах. Городская территория с плотной застройкой и загрязненной атмосферой плохо подходит для съемки, особенно зимой. Над городами висит слой дыма, который частично поглощает свет и нарушает общую картину зимнего пейзажа.
Изображения могут выйти не такими красочными и четкими, как хотелось бы. Поэтому грамотно выбирайте места для съемки и тип освещения, пользуйтесь черными и отражающими панелями и верно выставляйте настройки камеры.
Не забудьте подписаться на обновления блога и пишите комментарии. Удачных кадров!
С наилучшими пожеланиями, Максим Измайлов.
Комментарии
Контровой свет в фотографии
Естественный свет