Марк Рибу
Автор: Максим Измайлов | 20 декабря 2021Отец французской фотографии Марк Рибу никогда себя не считал патриархом, классиком и вообще знаковой фигурой. Это был скромный человек, который избегал публичных мест и всегда старался держаться в тени. Однако факты упрямо говорят о другом: это мастер мирового масштаба, один из величайших людей за все время существования фотографии. Имя его внесено во все энциклопедии по истории этого направления искусства.
Человек-невидимка, который видел все! Так о нем говорили многие современники. Сам Рибу, оставаясь скромным, довольно замкнутым человеком, не раз признавался в интервью, что зачастую ему очень страшно и сложно подойти ближе к незнакомому человеку.
И только желание сделать удачный кадр, чувство, сродни чему-то неведомому и непреодолимому, заставляло его побороть эту застенчивость. Рибу работал с черно-белой фотографией. В основе его снимков – яркие, запоминающиеся образы и фотосессии, контрастность.
Биография
Родина Марка Рибу – Франция. Он родился в Лионе в 1923 году. Там прошло его детство и юность, здесь он рос и учился – в том числе и фотоделу. Интерес к этому искусству он проявил в юном возрасте. В 14 лет он начал усердно делать снимки на отцовскую фотокамеру. Один из ранних снимков юноши попал на выставку в Париже, которая состоялась в 1937 году. Позже Марк поступил в высшую школу в Лионе.
Когда пришла Первая мировая, Рибу стал активным участником Французского Сопротивления. После окончания войны он поступил в Ecole Centrale – на инженера, и проучился там с 1945 по 1948. Затем работал в родном городе по специальности.
В 1961 году мужчина заключил брак с Барбарой Чейз, американской писательницей, скульптором. В этом союзе у них появилось на свет двое младенцев. Рибу вел в эти годы активную творческую деятельность, совмещенную с путешествиями по миру. Он много фотографировал в Японии, Америке, Африке. Проводил фотосессии в готовящемся к независимости Алжире, на Кубе и в Турции.
Политический фотограф
Марк Рибу сотрудничал со многими изданиями. Первым снимком, получившим большую известность, стал «Маляр на Эйфелевой башне». Работа была опубликована в журнале LIFE в 1953 году. На ней запечатлен человек, одновременно воплощающий в себе грацию, риск, как будто застывший момент танца, и в то же время выполняющий свою обычную работу. За маляром виден Париж в дымке легкого тумана... После этой фотографии популярность художника стала набирать обороты.
Однако в первую очередь Рибу был фотографом политическим. С помощью своего искусства он рассказывал людям обо всем, что происходило в мире. Он побывал во многих восточных странах в переломные для них моменты. Провел многочисленные съемки в Китае и Вьетнаме.
В работах художника читается и сходство азиатских стран, и перевоплощение их облика после революций и переворотов. Однако основное внимание Рибу уделял тому, чтобы передать состояние обычного человека на фоне этих событий. Он проводил собственный анализ состояния общества, раскрывал и показывал истинную природу индивидуума, его отношение ко всему происходящему.
Война во Вьетнаме на снимках фотографа показана без прикрас. Он сам был свидетелем многочисленных зверств со стороны обоих участников конфликта. Он видел изнутри и культурную революцию в Китае.
В противовес политическим репортажам – работы, запечатлевшие моменты обычной, повседневной жизни людей.
Рибу – фотохудожник
Кроме репортажей на серьезные темы, рассказывающих о глобальных политических событиях, Марк Рибу создавал еще и потрясающие картины как настоящий фотохудожник. Он смог передать через объектив камеры сам дух времени, эмоции, чувства, которые правили людьми.
На его снимках не только люди, но еще и природа во всей своей непередаваемой красоте. В его руках, под его чутким взором родились великолепные портреты, пейзажи с изображениями природы и города.
Также он проводил жанровые фотосессии, используя различные композиции, ракурсы и прочие приемы настоящего художника.
Его работы достоверно показывают картину реальности, среды обитания обычного человека, мира, в котором он живет. Сам человек – в центре сюжета, в центре всего. Просто фигура без героизации, без создания неестественного образа. Просто индивидуальность в своей особенной, уникальной судьбе.
Рибу снимал разные сценки из повседневности, окружающей жителей разных стран мира. Это ребятишки, играющие на залитых солнечным светом улочках Франции. Это строители в Турции, занимающиеся своим желанным делом. Это вымуштрованные военные на параде.
Марк Рибу и Владимир Лагранж
В 1960-е годы Марк Рибу неоднократно бывал и в СССР. Так совпало, что в нашей стране в то время был фотограф, чье видение окружающего мира, чье творчество было удивительно созвучно творчеству француза. Звали советского фотокорреспондента Владимир Лагранж. И по сей день работы этих двух мастеров фотографии часто соседствуют на выставках.
Рибу и Лагранж оба были талантливыми фотожурналистами и фотохудожниками, быстро став знаковыми фигурами в этом направлении искусства. Оба запечатлели величайшие события современности, происходящие в разных уголках земного шара. Все это было показано через призму эмоций и чувств обыкновенных людей.
Дух времени той особенной эпохи остро чувствуется в работах обоих мастеров. Тщательно выстроенная композиция, заложенный глубокий смысл – это читается и в ярких портретах, и в живых городских пейзажах, и в изображениях великолепной природы. Жизнь обычного простолюдина без патетики и героизации, без приукрашивания. Ведь каждый человек, даже самый заурядный на первый взгляд – уникален. А следовательно, интересен по-своему. И Рибу, и Лагранжу удавалось через один кадр как будто передать весь жизненный путь этого индивида, его судьбу.
Марк Рибу создал немало снимков, ставших символами эпохи. Эти снимки известны и современным людям. Когда шли студенческие демонстрации, он ежедневно находился там – с пяти утра. Этот необыкновенный фотограф снимал безоружных протестующих и военное оцепление с автоматами.
Однажды Марк увидел и запечатлел интересный момент. К военным подошла девушка и заговорила с ними, держа что-то в руках. Это была не бутылка с зажигательной смесью, как можно было ожидать, а... живой цветок. Снимок Рибу, на котором запечатлен этот момент, стал всемирным пацифистским символом, который широко известен и по сей день.
Факты
Жизнь Марка Рибу была интересной, насыщенной событиями, путешествиями, впечатлениями. Он много творил и многого добился. Вот интересные факты.
Фотокамера, с работы с которой стартовала карьера художника, называлась Vest Pocket Kodak.
В Китае в 1949 году прошла культурная революция. Первым иностранным репортером, попавшим после этого в обновленный Китай, стал Рибу.
Знаковая встреча трех великих французских фотографов той эпохи – Анри Картье Брессона, Роберта Капы и Марка Рибу – прошла в столице Франции в 1952 году. После этого события Рибу стал членом агентства «Магнум Фото».
Рибу много путешествовал и побывал в самых разных уголках планеты. Можно сказать, что вся его жизнь прошла в путешествиях. Но для выполнения самого первого заказа, во время работы в агентстве, фотографа отправили в городок Лидс в Великобритании. Другие художники отказывались ехать туда, поскольку это «самый печальный город Англии». Роберт Капа рассудил, что скромный коллега как раз отлично подходит для поездки в это местечко.
А вообще работать в агентстве «Магнум Фото» было мечтой любого фотографа. Эта организация была своеобразным символом успеха, признания мастерства. А Рибу быстро удалось добиться успеха, работая в самом престижном агентстве. В 1959 году, спустя семь лет после вступления, он уже стал вице-президентом организации по Европе. А в 1975-1976 он уже возглавлял «Магнум Фото».
Этот фотограф неоднократно бывал в Северном Вьетнаме и сделал там несколько получивших всемирную известность серий снимков, которые датируются 1968, 1972 и 1976 годами.
Самая престижная в мире журналистики международная премия – Overseas Press Club Award. Марк Рибу два раза становился ее обладателем. Это случилось в 1966 и 1970 годах.
Нравственность
Большое значение фотохудожник придавал нравственности, этическим нормам, являя собою пример гуманизма. Неоднократно бывало такое, что он отказывался снимать неоднозначные ситуации, где его коллеги охотно соглашались работать. Так, например, в 1971 году Рибу находился в Бангладеш, в эпоху становления независимости.
Победители в этом противостоянии вершили акты насилия над проигравшими соперниками. Выдающийся фотограф отказался снимать это безумие, считая, что присутствие прессы лишь увеличит жестокость.
Фотохудожник знал, на что способна фотография. Он знал, что с помощью искусства можно влиять на умы и сердца людей. Ему удавалось приковывать внимание зрителей к собственным снимкам, заставлять задумываться, отмечать детали. Но работы Рибу – не просто произведения искусства. С их помощью он передавал главные идеи, которых придерживался сам.
Карьера его была неотделима от самой жизни, поэтому он работал до преклонных лет. В возрасте за 80 он снимал предвыборную кампанию Барака Обамы, манифестации в Англии в начале 21 века. Причем всю жизнь он придерживался традиционной фотографии, снимал на пленочную камеру, создавая снимки по всем канонам. На его работах учились молодые фотографы в разные годы.
Умер Марк Рибу в глубокой старости, в возрасте 93 лет. Последние годы жизни прославленного художника мучила болезнь Альцгеймера. После себя он оставил великое культурное, общественно значимое наследие.
Если собрать все его снимки, то можно составить огромный репортаж, передающий все стороны военной и мирной жизни планеты в 20 веке. И ту и другую сторону он снимал одинаково гениально.
Кстати, советую подписаться на свежие рассылки моего блога, чтобы получать новые статьи на свой e-mail.
С абсолютной искренностью, Максим Измайлов.
Комментарии