Естественное освещение
Автор: Максим Измайлов | 05 августа 2022Привет, друзья! В этой статье мы затронем довольно сложную, но интересную, я бы даже сказал, творческую тему. Говорить мы будем о естественном освещении в разное время суток, как вы все догадались из названия материала.
Чуть ранее мы говорили о естественном свете – о разновидностях, источниках, направлении, цветопередаче и другом. Советую прежде прочитать о нем, а после вернуться сюда.
Читая текст, постарайтесь визуализировать все, что написано. Это поможет вам не запутаться в бесконечных цветах и оттенках, а также поспособствует точнее понять статью. В общем, вперед и с песней! Кстати, у кого что играет? Напишите, пожалуйста, в комментариях – интересно знать, что слушают люди, бороздя просторы интернета.
Рассвет
На рассвете освещение меняется очень быстро. Естественное освещение имеет голубоватый оттенок перед самым восходом. А если небо в это время ясное, может наблюдаться и эффект красного заката. В природе часто встречается сочетание высоких слоистых либо перистых облаков с низко расстилающимся туманом. В таких условиях есть переход солнечного света от направленного снизу вверх до общего более рассеянного света, при котором тени размываются. При отрицательной температуре эффект более выражен.
На рассвете получаются превосходные снимки растений, отрытых пейзажей, водоемов, ориентированных на восток церквей. Зачастую туман расстилается в низинах, у водной глади. Очень эффектно выглядят долинные ландшафты, фотографируемые с высокой точки в восточном направлении. Нередко именно на рассвете снимаются сюжеты с техникой, металлоконструкциями и любыми другими объектами, имеющими глянцевитую блестящую поверхность. При естественном освещении подобные поверхности и отражения от них выглядят просто великолепно.
Фотограф: Слава Степанов.
Качество света в горах определяется местоположением. Если рельеф скрывает восход солнца, получить интересные световые эффекты практически невозможно. Также следует упомянуть, что на рассвете чаще всего наблюдается штиль. Это помогает получить идеальные снимки ровных поверхностей водоемов.
Естественное освещение утром
После восхода свет меняется очень быстро. В теплые месяцы солнце может рассеять туман или дымку, в холодный период – создать их (в результате испарения инея). Могут быть эффектными слабые испарения от водоемов, рек, влажных дорог. Если ночью был дождь, то утром влажные улицы и растения, тусклые в обычных условиях, заблестят множеством ярких искорок.
С увеличением дистанции пейзаж размывается и светлеет. Это можно использовать для передачи 3-го измерения. В указанный период суток цвет освещения изменяется от теплого ярко-желтого с золотистыми нотками до тепловато-нейтрального тона. На снимках, сделанных утром, человеческая кожа выглядит очень ровной. Дело в том, что ночью наша кожа стягивается, и наутро лицо кажется посвежевшим - главное как следует умыться.
Фотограф: Мария Килина.
Спустя час, как солнце взошло, создается идеальное для фотосъемки освещение. Профессиональные фотографы нередко встают задолго до рассвета, чтобы успеть подготовиться к сессии и «поймать» оптимальный свет. Прогноз погоды практически не имеет значения, ведь утреннюю погоду сложно предсказать.
Есть и другие причины подняться пораньше и заблаговременно добраться до места съемки. Вы сможете самостоятельно проследить изменения погоды и, ориентируясь на положение солнца, понять, в какое время будет оптимальное естественное освещение для фотосъемки конкретных сюжетов. Желательно вести соответствующие записи. Также не забывайте, что результаты наблюдений будут справедливыми только для конкретного времени года.
Полдень
Время и продолжительность идеального света зависит от широты местности и сезона. В северных регионах, где солнце не заходит, но и не поднимается слишком высоко, такой свет наблюдается большую часть ночи и весь день. В умеренных широтах подходящий свет сохраняется на протяжении нескольких часов. Но не стоит забывать, что при этом положение светила изменяется. Зимой оно может быть низко весь день (об этом я подробно писал тут).
Максимальная яркость наблюдается в течение четырех часов в самой середине дня. Жарким летом тоже есть 4 идеальных для фотосъемки часа. Два из них – после полудня, и еще два – утром. Между ними - мертвый период. В это время существует очень большая вероятность получить на фото пересветы.
Фотограф: Овчинникова Елена.
В экваториальных и тропических регионах естественное освещение в полдень не подходит для фотосъемки. Солнце расположено высоко над головой и создает назойливый, ослепляющий свет, который делает невыразительными окружающие пейзажи.
Репортажную съемку людей можно проводить только с использованием заполняющего света посредством прямого дополнительного освещения либо отражателей. Рекомендуется применять свет, имеющий цветовую температуру примерно 5,2 тыс. Кельвин.
Полуденный свет в таких регионах можно использовать только для съемки каньонов и ущелий, густо покрытых растительностью. В другое время суток в подобные уголки солнечный свет не попадает. Наличие прямых лучей помогает фотографу получить яркие контрастные снимки.
Послеполуденное время и вечер
При дневном нагревании воздух впитывает влагу от воды или земли. Поэтому во 2-й половине суток наблюдаются изменения спектрального состава (цвета) естественного освещения, которые не всегда присутствуют утром. Теплый воздух впитывает больше влаги. Охлаждаясь при движении светила к закату, он теряет способность удерживать влагу. Последняя конденсируется в невидимые мельчайшие капли, которые остаются в виде взвеси. При резком похолодании получается туман. Особенно это характерно морским регионам.
Обычно туман очень слаб и визуально заметен по наличию легкой дымки, которая может «приглушить» свет. По этой причине послеобеденное время в летнюю пору может показаться унылым и сумрачным, даже если ярко светит солнце. На снимках это выражается «придавленными» цветами и тонами. Ближе к вечеру ситуация улучшается, поскольку солнечные лучи начинают пробивать себе путь сквозь дымку, состоящую из пылевых и водных частиц, и раскрывают воздушную перспективу.
Фотограф: Мария Килина.
Во 2-й половине летнего дня воздух в городе может выглядеть серым. Если посмотреть на город с самолета, можно заметить пелену голубоватой легкой дымки вокруг него. Следует учитывать, что пыль и влага рассеивают лучи естественного освещения. При высоко расположенном солнце красные лучи поглощаются, а синие – рассеиваются, повышая цветовую температуру. На снимках появляется холодная металлическая синева, выглядящая малопривлекательно.
Вышесказанное частично объясняет, чем отличается послеобеденный свет от утреннего. Существуют и другие факторы, например, характерная ориентация строительных и прочих конструкций в различных местах. Те же сады располагают так, чтобы максимально улавливать солнечный свет. Деревья и растения обретают окончательную форму, которая зависит от особенности попадания на них солнечных лучей. Но в целом утренний свет более предпочтительное, чем послеобеденное.
Закат
На закате создается специфическое естественное освещение, характерное низкому положению светила, когда атмосфера позволяет пропускать красное длинноволновое излучение и отражает коротковолновое синее. Днем часть красных лучей поглощалась дымкой, а синие – рассеивались. Теперь ситуация обратная. Верхняя часть неба остается синей, поскольку изменился угол ее освещения. В результате появляются классные цветовые сочетания и плавные градиенты тонов.
Закат может стать как и источником света, так и объектом самой съемки. В данном случае мы рассмотрим только качество излучения, характерного для этого времени суток. На закате солнечные лучи пробиваются сквозь дымку либо легкие облака. Их окраска постепенно теплеет (снижается цветовая температура).
Многие фотографы считают подобное состояние атмосферы наиболее благоприятным для передачи естественного освещения в вечернее время и интересным в контексте цветовой гаммы. Если возникнет необходимость внести коррективы, это можно сделать посредством применения голубых светофильтров.
При очень ясной погоде непосредственно перед закатом светило иногда испускает только красные лучи. Все окружающие объекты становятся розоватыми. Этот оттенок наблюдается на всех поверхностях, которые обращены к солнцу. Если верхняя часть неба не затянута плотными облаками, другие поверхности будут освещены относительно нормально.
Описанное явление происходит потому, что светило при заходе превращается в слабый концентрированный источник естественного освещения на фоне большого открытого небосвода. Небо нередко имеет бледно-синий оттенок. Оно дает 3/4 освещения предметов.
Фотограф: Дмитрий Биличенко.
Посмотрев в сторону солнца, вы увидите затененные силуэты предметов, например, деревьев или строительных конструкций. Они будут восприниматься как полностью черные. Конечно, это нельзя назвать нормальным освещением, ведь в противоположной от светила стороне небо будет достаточно темным. Самой яркой окажется часть небосвода, охватывающая область непосредственно от солнца до участка, расположенного над головой наблюдателя.
Если возникнет необходимость воспроизвести подобный свет в условиях студии, необходимо тщательно подобрать положение шторок на осветителях, источник точечного освещения и соответствующие светофильтры. В итоге можно достичь весьма эффектной световой картины, похожей на естественный рассвет. В отличие от последнего, она будет доступна к воспроизведению в любое время, и не иметь ограничений по длительности.
Контрастность между голубым холодным светом верхней части неба и теплым естественным освещением нижней создает тонкие переходы по цвету на всех объемных предметах.
Закаты над морем, снежными или песчаными пространствами будут более эффектными, ведь отражение света приводит к его усилению. Рекламные фотосессии автомобилей часто проводят на западных побережьях либо в местах, ориентированных на запад.
Сумерки
После захода светила сумеречный свет сначала похож по цвету на полуденный солнечный, но очень быстро становится полностью синим. В данный период красные облака, освещаемые закатившимся светилом, выделяются в самом резком контрасте по цвету. Западная часть неба над морем может рассеивать красно-желтый свет. В результате «теплые» сумерки держатся до полного догорания вечерней зари.
По ходу сгущения сумерек глаза человека утрачивают чувствительность к цветам. Отснятый в это время материал может оказаться насыщеннее, чем казалось визуально. Фейерверки, огни, фонари, витрины с подсветкой гармонично сочетаются с сумеречным естественным освещением и выглядят намного лучше, чем ночью, в полной темноте. Объекты, сфотографированные после захода, при рассеянном освещении от неба, могут приобрести броский синеватый оттенок. Данный эффект частенько используется в съемке художественного типа.
Ночной и лунный свет
Достичь эффекта лунного света можно посредством сине-зеленых либо голубых светофильтров. Это соответствует тому, как человек визуально воспринимает лунный свет. Мы считаем его сине-зеленым или голубым. По сути, лунный свет является отражением солнечного. Голубоватый оттенок – это необъективное качество естественного освещения, а продукт нашего зрительного восприятия. В безлунную ночь природные источники света практически отсутствуют, поэтому снимать без искусственной подсветки не имеет смысла.
Фотограф: Michael Melford.
Такой вот сложный получился материал – это вам не домашнюю фотосессию устраивать. Чтобы не пропустить выход свежих постов, рекомендую подписаться на обновление блога. Впереди еще много всего интересного! И напоследок, по традиции, представляю вам очередной кроссворд - на этот раз он получился объемный. Удачи в решении!
Комментарии
Сейчас это: «Николай Носков – А на меньшее я не согласен.»
Жаль, такого пейзажа мне не поймать, ибо такой природы нет))