Как выбрать штатив?
Автор: Максим Измайлов | 27 декабря 2014Привет, друзья! Когда фотография только возникла, штатив был непременным атрибутом фотографа. Дело в том, что первые фотоаппараты из-за их большого веса не то, что держать неподвижно – просто переносить было очень тяжело.
Такие камеры наводились на резкость механизмами внушительных размеров, а сама конструкция была очень тяжелой. К тому же первые фотопластины обладали чрезвычайно низкой светочувствительностью, поэтому при съемке могла потребоваться выдержка до часа. Естественно, без штатива в таких условиях было не обойтись.
Изначально он представлял собой элементарную деревянную опору. Но со временем изменилось до неузнаваемости устройство не только камеры, но и штатива. Хоть современные фотоаппараты стали несоизмеримо легче и чувствительнее, фотограф по-прежнему нуждается в надежной опоре. Вот почему так важно знать, как выбрать штатив.
Хороший аксессуар должен быть удобным в использовании, устойчивым и надежным. Его задача – фиксировать камеру в совершенно неподвижном состоянии, поэтому при покупке проверьте узлы штатива на жесткость: люфт здесь недопустим. Эти рекомендации касаются всех видов штативов, которые мы рассмотрим ниже.
Небольшие штативы: карманные или настольные
К этому типу можно отнести также крохотные штативы в виде «паучьих ножек», а еще различные присоски и струбцины для фиксации камеры на любой поверхности. Миниатюрные штативы позволяют избавиться от некоторых фотодефектов и привлекательны за счет своей легкости и компактности. Их можно всегда носить с собой в небольшой сумке – на всякий случай. Однако они не слишком надежны и устойчивы ввиду своего малого размера. Такой штатив может выдержать разве что компактную камеру, а перегружать его увесистой техникой нельзя.
Опоры карманного штатива обычно имеют две-три секции. Центральной штанги у них, как правило, не бывает, а если и есть, то довольно хлипкая. Миниатюрный штатив может быть оснащен шаровой головкой, а может просто иметь винт под резьбу (в компактных камерах обычно делают специальное отверстие для крепления).
Штативы такого размера отлично приспособлены для макросъемки. Однако если вы найдете высокую и ровную подставку под такую конструкцию, то сможете делать снимки со штативом в любом другом жанре помимо макро.
Как выбрать подходящий штатив для цифровой камеры?
Многие новички, которые недавно обзавелись техникой, уверены, что цифровая фотокамера требует специального штатива. На этом сегодня играют многие производители, выпуская «особые» штативы для цифровой техники.
На самом деле, это просто удачный ход маркетологов, основанный на популярном заблуждении пользователей.
Хотя определенные особенности у штативов этой категории все же имеются. Например, из-за того, что цифровые камеры миниатюрны и имеют простое устройство, штативы для них делают легкими и не слишком громоздкими.
А еще владелец цифровой камеры с цветным корпусом может подобрать к ней штатив подходящего оттенка: как и фотоаппараты, штативы выполняются сегодня в самых нестандартных дизайнерских решениях.
Выбираем штатив для видеокамеры
Видеоштатив можно легко узнать по специальной длинной ручке, прикрепленной к головке. Ручка эта нужна оператору для того, чтобы управлять панорамной съемкой в горизонтальном и вертикальном направлениях. Движение камеры должно быть максимально плавным, поэтому видеоштативы оснащены специальным демпфером.
В самых дорогих аксессуарах используется жидкостной демпфер – это наиболее надежный вариант. Покупая такой штатив, обязательно проверьте плавность хода головки. Во всем остальном требования те же, что и к фотоштативу.
Штативы универсального типа
Если вы мучаетесь вопросом, как выбрать штатив для любительской съемки, обратите внимание на этот класс аксессуаров. Такие устройства, как правило, стоят недорого и могут использоваться и при фото-, и при видеосъемке. Поверьте, у вас сразу возникнет несколько дополнительных идей для фотосессий с данным устройством.
Опоры универсальных штативов обычно делают из алюминия, узлы же чаще всего бывают пластиковыми. Поэтому вес такого штатива совсем невелик, его легко можно принести на место съемки в руках.
Иногда между боковыми опорами и штангой предусмотрены дополнительные жесткие крепления – это добавляет конструкции устойчивости. Головки устройств такого плана обычно бывают несъемными. При этом камеру можно свободно двигать по двум осям либо отклонять в сторону под прямым углом. Иногда бывают предусмотрены специальные съемные площадки.
Недостаток таких штативов в том, что они неспособны удержать неподвижно слишком тяжелую камеру. Если вес техники превышает допустимый, центральная штанга начинает произвольно смещаться. А ввиду своей небольшой высоты такие штативы могут быть неудобны тем, кто работает с зеркальной камерой. Если ни то, ни другое вас не смущает, смело покупайте такой штатив. Он идеален для начинающих фотографов и любителей, так как прост в использовании, не требует никаких особых навыков и его легко транспортировать ввиду небольшого веса.
Штативы для профессиональных камер
Тому, кто занимается профессиональной фотосъемкой, особенно важно знать, как выбрать штатив. Первое, на что нужно обращать внимание, - это устойчивость устройства и его надежность. Как правило, профессиональные штативы – это увесистые конструкции с металлическими опорами. Причем их делают не только из алюминия, но и из стали и даже титана. Все эти материалы очень прочны и способны выдержать массивную фототехнику.
Опоры состоят из двух-трех секций, а соединительные узлы выполнены из композитных материалов, отлично противостоящих износу и механическим повреждениям. Такая основательная конструкция рассчитана на длительную службу при ежедневных нагрузках.
Как правило, профессиональный штатив позволяет фотографу регулировать высоту, устанавливая опоры под разным углом друг к другу – это очень удобная функция. А центральную штангу в большинстве моделей можно переворачивать, опуская камеру к самой земле – любители макросъемки оценят эту опцию.
Профессиональные штативы обычно имеют удобную шаровую головку (или с тремя степенями свободы), а также оснащаются съемными площадками. Впрочем, головка – необязательный элемент комплекта: ее можно купить отдельно. Иногда, для большего удобства, профессиональные устройства имеют панорамную шкалу и жидкостный уровень, который полезен при съемке пейзажей. Вообще, наличие большого числа дополнений – характерная черта профессионального штатива. Если вы живете фотографией, не пожалейте денег на такого ценного помощника.
Разбираемся в характеристиках
Чтобы правильно выбрать штатив, нужно уметь читать технические описания разных моделей и понимать значение каждой из характеристик.
Прежде всего, нужно учитывать рабочую высоту, высоту в сложенном виде, вес конструкции и рабочую нагрузку.
- Рабочая высота равна расстоянию от камеры до поверхности земли, пола или подставки. У каждого штатива рабочая высота может регулироваться в определенном диапазоне. Выбирая штатив с подходящей высотой, ориентируйтесь, прежде всего, на свой рост. Идеально, если вы сможете установить видоискатель камеры на уровне глаз, и при этом оставить некоторый «запас» высоты. Дело в том, что штатив, установленный на максимально допустимую высоту, становится неустойчивым.
- Высота в сложенном виде. Здесь важно учесть, как вы собираетесь транспортировать штатив: в автомобиле, на руках, в сумке или в кармане. Штативы бывают самых разных размеров.
- Оценивая вес штатива, помните, что чем он больше, тем устойчивее и надежнее конструкция. Поэтому сразу совет: приобретать самый легкий штатив за свои кровные не стоит. Однако и совсем неподъемную модель брать тоже не нужно: отыщите золотую середину. Пусть штатив будет устойчивым, но при этом удобным для переноски.
- Наконец, обязательно учтите рабочую нагрузку, это крайне важный параметр. Здесь все зависит от типа и веса вашей камеры. Для увесистой профессиональной техники с внешней вспышкой нельзя приобретать облегченный универсальный штатив, и уж тем более настольный. Он будет «съезжать» и складываться под ее весом, а может и вовсе сломаться. Прочность штатива зависит от материала, из которого он изготовлен, от типа конструкции, от качества сборки. Подвижные детали (соединительные узлы) больше всего подвержены износу, поэтому обратите внимание, из чего они сделаны. Наилучший вариант – сочленения из композитных материалов или из металла.
Это основные характеристики. Мы разобрались, как выбрать штатив, опираясь на них, и какие тонкости при этом нужно учесть.
Также производитель может указать, предусмотрен ли конструкцией ручной привод, есть ли в комплекте съемные площадки на головке, сколько секций в опорах и т.д.
Покупка аксессуаров для штатива
Большинство «любительских» моделей продаются в полностью укомплектованном виде и не подразумевают установку различных дополнений. Это удобно для тех, кто не ставит перед собой сложных технических задач. Однако многие профессионалы более взыскательны в этом плане и ценят возможность самостоятельно усовершенствовать свой штатив. Сегодня производители предлагают им массу полезных принадлежностей.
Самый популярный аксессуар – штативные головки. Они могут быть разной конструкции: с 2 или 3 осями вращения, а также шаровые. Помимо этого, выпускаются специальные головки для фото- и видеосъемки и даже особый тип головок для моноподов. Есть и панорамные головки. С их помощью можно мягко поворачивать камеру на нужный угол обзора. Если ваш штатив оснащен съемной головкой, вы можете заменить ее любой другой.
Головки 2D и 3D имеют соответственно 2 и 3 степени свободы, 2 и 3 оси. Поворачивать камеру по разным осям можно с помощью отдельных фиксаторов-рычагов. Головка 3D позволяет камере описывать полный круг по вертикали. По горизонтальной оси можно поворачивать головку на 90° в одну сторону и в другую на 15-30° в противоположную.
Шаровые головки имеют в основе своей конструкции шар, к которому прикреплена площадка для установки камеры. Шар можно вращать во всех направлениях, быстро и точно изменяя положение камеры. Пользоваться такой головкой просто и на удивление удобно, особенно при портретной съемке.
Для видеосъемки нужна особая видеоголовка. Ее задача – обеспечить плавное движение камеры при панорамной съемке, поэтому в такой конструкции не обойтись без демпфера. Он гасит толчки и делает поворот камеры максимально равномерным. В самых дорогих и качественных моделях использован жидкостной демпфер. Управляется видеоголовка специальной длинной ручкой.
Еще один тип аксессуаров, который пользуется у фотографов большим спросом, – съемные площадки для камеры. Они существенно облегчают процесс установки камеры на штативе. Один раз закрепив фотоаппарат на такой площадке, фотограф может за секунды поставить камеру на штатив и так же быстро снять ее. Без съемной площадки этот процесс занимает куда больше времени, ведь камеру нужно сначала прикрутить к головке, а затем открутить. Сегодня в магазинах предлагаются площадки для любых фотоаппаратов и головок.
Также стоит обратить внимание на чехлы. Такой аксессуар облегчит переноску штатива и надежно защитит его от влаги и от грязи. С чехлом можно взять штатив в путешествие, не переживая за его сохранность и удобство транспортировки.
Что ж, теперь вы знаете, как выбрать штатив, подходящий как раз для ваших нужд. Помните, что для фотографа это очень важный предмет, который существенно облегчает работу. Удачной покупки и не забудьте подписаться на обновления блога!
С наилучшими пожеланиями, Максим Измайлов.
Комментарии
Чтобы снимать видео))) И чтобы можно было делать фотографии на расстоянии в одиночеству))
Первый появился, когда надоело «городить конструкции» из книг». Тогда убедился, что карманный штатив — это совсем не то, что мне нужно. Далее была «тренога», которая и стала моим постоянным спутником. Она жива и по сей день, но уступила свое место похожей, но более легкой и удобной в переноске (технологии не стоят на месте).
Конечно, при необходимости умею снимать без штатива (широкая стойка или присест, любая опора для локтей, плеча или головы и т.д.), но со штативом в разы лучше. Просто не паришься, а фотографируешь. Ну а про длительные выдержки я уже и не говорю…