Режимы съемки. Сюжетные программы.
Автор: Максим Измайлов | 07 декабря 2013Всем привет! Как многие знают, профессиональные камеры обычно не имеют такой функции, как сюжетные программы. Почему? А все потому, что фотографы-профессионалы обладают большим опытом!
При использовании более гибкого контроля в камерах профессионального класса вы сможете получить гораздо лучший результат, нежели при использовании автоматических режимов съемки - они являются преимуществом небольших и недорогих камер.
В сто раз проще провернуть одно-единственное колесико, чем устанавливать диафрагму и выдержку вручную. Однако это занятие для сильных духом.
При покупке фотокамеры люди ориентируются на количество сюжетных программ, несмотря на то, что это далеко не самое важное из преимуществ. Опять же вопрос: «Почему?». Ответ прост - пользователь хочет хотя бы немного контролировать процесс при недостаточном опыте. Если вы хотите добиться больших высот в фотоискусстве, то рекомендую вам взять камеру с возможностью ручной настройки. Да и вообще эта функция никогда не помешает - разве что может влететь «в копеечку».
Для новичков программные режимы съемки просто настоящая палочка-выручалочка. Если режим «Авто» полностью связывает вам руки, то сюжетные программы дадут небольшую возможность подстроиться под условия фотосета.
Используя «сюжетки», вы получаете небольшую свободу выбора. Камера самостоятельно установит экспопару (параметры диафрагмы и выдержки) в зависимости от того, какой программный режим вы выбрали. Давайте рассмотрим основные готовые настройки.
Портретный режим
В нем камера устанавливает маленькие значения диафрагмы (то бишь она максимально открыта), чтобы как можно больше снизить глубину резкости. Благодаря этому прекрасно прорабатываются черты лица.
Фотограф: Андрей Калинин.
Модель отделяется от основного фона, а фокус акцентируется непосредственно на главном объекте. В портретном режиме фон на снимке всегда получает размытым, а портретируемый - резким. Кстати, о фотопортрете я писал здесь.
Режим съемки пейзажа
В этой сюжетной программе устанавливаются высокие значения диафрагмы (то бишь она получается закрытой). Благодаря этому получается большая глубина резкости. Выдержка становится длиннее. Неплохо было бы установить камеру на штатив, что особенно актуально при слабом освещении. Очень часто фокусировка камеры устанавливается на бесконечность - из-за чего средний, передний и дальние планы получаются проработанными, резкими.
Режим пейзажа также рекомендуется использовать, если вы снимаете через стекло - при других установках ваша камера, скорее всего, установит фокус именно на стекле, а не на требуемом объекте. Подробнее о том, как снимать пейзаж можно почитать тут.
Важно помнить, что для зимних пейзажей в некоторых камерах существует отдельный режим съемки, так как нужно компенсировать высокую яркость снега. При этом вы получите хорошую, но далеко не идеальную картинку. Фотоаппарат не понимает, какая именно глубина резкости вам нужна или на какой диафрагме ваше стекло (объектив) воссоздаст наилучшую картинку.
Автоматика непредсказуема - с ней вы ни капельки не контролируете процесс. Там, где нужно будет изменить резкость или чувствительность - вы просто-напросто не сможете этого сделать, вы полностью доверяетесь аппаратуре, использующей заложенную в нее сюжетную программу. С ручными настройками вы будете знать, что снимая с диафрагмой f9 у вас получится прекрасная картинка - на ней будет отличная резкость и детализация. Для другого случая может быть выставлена диафрагма f11 или f16.
Режим «Спорт»
Предназначен вовсе не для фотосъемки футбола. При помощи его снимаются быстро движущиеся объекты (летящие птицы, несущаяся по трассе машина и так далее). В этом режиме съемки автоматически выставляется короткая выдержка, которая поможет вам снять динамичные кадры. Также часто сами собой включаются следящий автофокус и такой важный параметр, как серийная съемка - иной раз полезно для фоторепортажей или стрит-фото.
Фотограф: Массимилиано Сарно.
Иногда в камерах такая «сюжетка» называется «Дети». Смешно, но родители сейчас, наверное, кивнут в знак согласия и солидарности. Кстати, подробнее о том, как фотографировать детей я писал здесь.
Режим ночного портрета
В нем вместе с портретом прорабатывается и задний план (костры, лампочка, огни города и т. д.). Также задействуется вспышка и выставляется довольно длинная выдержка - поэтому камеру лучше всего зафиксировать на поверхности.
Режим «Макро»
В этой сюжетной программе фотоаппарат позволит вам снимать с очень близкого расстояния мелкие предметы и насекомых.
Итак, перечисленных тут режимов съемки с лихвой хватит. Также в новейших камерах присутствуют и другие автоматические настройки: ночная съемка, текст, пляж, снег, фейерверк и т.д. Используются они редко - в основном актуальны только пять вышеперечисленных. Нужны ли вам уже готовые установки, использовать их или отложить подальше - решать вам.
Итак, давайте подведем итоги и выделим достоинства и недостатки автоматических программных настроек.
Плюсы: камера сама производит оценку условий съемки и делает настройки за вас. Не нужно выставлять вручную каждый отдельный параметр.
Минусы: не все так положительно, как вам могло показаться сначала. Фотограф ограничивает себя тем, что за него все выбирает камера. Схемы и программы функционирования готовых режимов съемки очень далеки от идеала, и важно помнить, что все сюжетные программы рассчитаны на средний результат.
Напишите в комментариях на каких автоматических настройках вы начинали фотографировать или чаще всего снимаете до сих пор!
Комментарии