Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Автор: | 29 апреля 2023

Гулять по лесу, разыскивая интересный сюжет для фото – что может быть лучше? Да, съемка в лесу – прекрасный вариант времяпрепровождения в любой сезон. Сложно назвать это работой. Лесные фотопрогулки – приятный отдых от суеты шумного и людного города. Пообщавшись с природой, всегда становишься спокойнее, умиротвореннее.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Новейшая техника и ритмичная городская жизнь – это, конечно, удобно и здорово. Но иногда так хочется убежать от всего этого и насладиться простой красотой природы. Могучие горы, величественный лес, свежие волны... Без этого наша жизнь не была бы полной и яркой.

Курс о мобильной фотографии

Природа хороша не только летом. Хоть время жары и солнца закончилось, материала для добротной пейзажной фотографии ничуть не убавилось. В самом разгаре золотого осеннего сезона хотелось бы поделиться небольшими профессиональными хитростями. Как фотографировать лес, чтобы получить действительно качественные снимки? Разберемся вместе.

Преимущества осеннего сезона для фотографа:

  • Ночь длиннее, а, значит, и рассвет позже. Поэтому осенью не нужно просыпаться в 4 утра, чтобы сделать серию утренних снимков (вы, конечно, в курсе, что именно на восходе солнца получаются самые фантастические фотографии?).
  • Разрыв между температурой в дневное и ночное время становится больше. Из-за этого на поля и леса все чаще ложится туман – прекрасный объект для эффектной фотографии.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

  • Исчезли мелкие враги фотографа – комары, мошки и прочие. Согласитесь, эти зловредные насекомые здорово надоедают во время съемки летом: кусаются, лезут в глаза и уши, садятся на объектив и портят кадр. Где уж тут удержишь камеру неподвижной! К счастью, осенью фотограф избавлен от этой напасти.
  • Ну и самое главное – деревья и трава стали золотыми! Берем камеру в руки и бежим в ближайшую лесополосу или парк, пока листва не опала и не потускнела. Но прежде пополним свой запас знаний о съемке в лесу.

Чем отличается фотография леса от «живого» восприятия?

Замечали досадную особенность? Бродишь по лесу, не можешь налюбоваться – какая красота! Старательно фотографируешь эту прелесть с разных ракурсов. Приносишь снимки домой, открываешь, а там... Никуда не годится, один мусор. Хороших кадров – кот наплакал.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Вживую лес казался потрясающим, трехмерным. А на фото что-то пестрое, плоское и неинтересное. Вся красота как будто улетучилась. Что это за напасть? Проведем эксперимент. Посмотрите вокруг себя: вы видите объемное, натуральное изображение. Расстояние до любого объекта отлично прослеживается. А теперь закройте один глаз. Что изменилось? Вид моментально стал плоским, как тот лес на фотографии. Так и фотоаппарат. У него ведь только один «глаз» – объектив.

Чтобы сделать пейзажный снимок трехмерным, придется потрудиться. Ваши лучшие помощники в этом деле – контровой и боковой свет, разделение переднего плана и фона, игра света-тени. Цвет и освещение предметов на переднем и заднем плане обязательно должны быть разными, а само количество объектов в кадре лучше выбрать небольшое. Особенно сложно снимать в густой чаще леса: в кадр одновременно попадает множество объектов, перекрывающих друг друга. Такую фотографию редко удается сделать трехмерной.

Как фотографировать лес? Немного теории

Знаете, ошибочно думать, что пейзаж – единственный жанр лесной фотографии. Среди деревьев можно снимать и портреты, и мелкие детали в режиме макро. Но скажу сразу: в любом из этих жанров работать непросто. Вы вкладываете душу и силы, а фотография зачастую напоминает иллюстрацию из учебника по «окружающему миру». Избежать этого можно, приложив некоторые усилия.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Во-первых, еще перед походом в лес сформулируйте для себя несколько идей для снимков. Необязательно продумывать все-все до мелочей, но постарайтесь определиться хотя бы с тематикой. Не страшно, если на месте вас вдруг потянет совсем в другое русло.

Во-вторых, если вы не так давно дружите с камерой (рекомендую почитать эту статью), нет ничего зазорного в том, чтобы поучиться у мэтров. Заблаговременно исследуйте интернет на предмет хороших лесных снимков. Это поможет вам понять, а что же, собственно, снимать в лесу?

Позаимствуйте понравившиеся идеи, попробуйте повторить их в других условиях. И будьте уверены: в дальнейшем вы и сами сможете найти оригинальный сюжет для съемки в лесу.

А вот еще пара хитростей:

Совет 1. Избегайте возможности фотографировать землю. Зачастую она выглядит совсем не эстетично: старые сырые листья, сломанные ветки. Многие профессионалы просто направляют взор камеры чуть выше – на деревья и небо. А нижний ярус леса оставляют за кадром.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

P.S. Впрочем, иногда земля выглядит неплохо, особенно в сухую погоду. В таком случае ее можно запечатлеть.

Совет 2. Выходить на фотоохоту лучше всего в пасмурные дни или на рассвете. Ночью и в солнечный полдень ваша затея сделать хороший снимок в лесу практически обречена на провал. Исключение: туманное утро. Лучи, проникающие сквозь белые клубы, выглядят волшебно.

Секреты сохранения объема в лесной фотографии

Первое правило: не забирайтесь с камерой в самую чащу! В густом лесу труднее всего преодолеть бедность и двухмерность кадра. Лучшее место для съемки – опушка, где лесной массив заметно редеет. А вот еще несколько условий, которые нужно соблюсти для придания снимку глубины и выразительности.

Правильный свет

Как фотографировать лес, чтобы не убить объемность картинки? Старайтесь всеми силами избегать фронтального освещения кадра (это когда солнце находится прямо за вашими плечами). Лучшее расположение источника естественного света в лесу – или сбоку, или сзади. При таком освещении в кадре возникнут выразительные тени, а это и ощущение перспективы, и динамичность композиции.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Основная сложность при лесной съемке в суровом контровом свете – это острая нехватка так называемого динамического диапазона. Объекты съемки разительно отличаются по своей яркости, поэтому так сложно избежать высветления неба или совершенно черных теней и веток. Сделать один гармоничный кадр почти никогда не получается, так что приходится «склеивать» HDR-пейзаж из нескольких кадров, сделанных в режиме Auto Exposure Bracketing. И все равно результат радует далеко не всегда.

Лучшего эффекта можно достичь, если делать серию из 5-ти снимков, а не из 3-х. Однако сам процесс от этого усложняется: автоматический брекетинг экспозиции для серии из 5 кадров не сделаешь. Поэтому придется принести с собой штатив (о том, как его выбрать я писал здесь) и поколдовать над пейзажем в ручном режиме съемки.

Линейная перспектива

Гарантированный способ создать ощущение глубины при съемке в лесу – запечатлеть убегающую к горизонту тропинку. Да, этот сюжет затаскан до невозможности. Но что поделать: лучше уж так, чем просто снимок «стены» деревьев или опавшей листвы.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Лесная дорожка, а особенно многократно изогнутая, несравнимо увеличивает внутреннюю динамику кадра и делает его куда более живым.

Воздушная перспектива

Этот прием выглядит вот как: чем дальше от главного объекта съемки, тем хуже видимость. Проще всего сделать такой кадр в туман, снегопад или сильный дождь. То, что находится непосредственно перед объективом, видно хорошо, зато на фоне – только размытые силуэты. Печально, но в лесу туман бывает не так часто, как в поле или над водоемом. Но если у вас поблизости есть лесок, да еще и на берегу какой-нибудь речки, то есть шанс в один прекрасный день поймать здесь туман.

Если у вас получится попасть в туманный лес с камерой, обязательно попробуйте соединить в одном снимке эффект воздушной перспективы и контровое освещение. Солнечные лучи, преодолевая сплетения веток и клубы тумана, рассеиваются на тонкие лучики. Это заметно и невооруженным глазом, и в кадре. Выглядит потрясающе! Только ветви не должны быть чересчур густыми, чтобы солнечный ореол получился выразительным.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Но бывает и так: туман лег, а солнца нет, пасмурно. Как фотографировать лес в таком случае? Неплохая идея – совместить эффект воздушной перспективы и малую глубину резкости (ГРИП). Для этого увеличьте фокусное расстояние и максимально откройте диафрагму.

Кстати, этот прием подходит и для дождливой погоды (разумеется, при работе под дождем не забудьте как следует защитить камеру от влаги). Открытая диафрагма и максимально длинная выдержка – ваши лучшие союзники. При этом вам потребуется плотный нейтральный фильтр.

Весьма удобны в этом смысле поляризационные фильтры: навинтите их друг над другом, и у вас получится один нейтральный. Причем его плотность вы сможете легко регулировать сами, поворачивая один из элементов относительно другого. Только не фиксируйте фильтры слишком близко, иначе насечки на кольцах помешают вам разобрать конструкцию.

Почему дневная съемка в лесу неэффективна?

День – не лучшее время для фотографии. Никакая профессиональная камера не сделает удивительный снимок в самых что ни на есть обычных условиях – днем. Да и помех для съемки в это время суток хватает.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Судите сами. Во-первых, яркое солнечное естественное освещение создает большой контраст. Из-за этого трава или стволы березок на снимках часто выходят пересвеченными. Можно, конечно, предотвратить это явление и поставить отрицательную коррекцию экспозиции. Но в этом случае велик риск получить в кадре слишком резкие и практически черные тени.

Во-вторых, когда день пасмурный, условия для съемки тоже не становятся лучше. Освещение неба и земли отличается еще разительнее. Поэтому небо, оказавшееся в кадре, так легко становится белым и абсолютно невыразительным. Экспокоррекцией этого, увы, не поправить. Затемненный фон и скучное серое небо – вот максимум, на который можно рассчитывать.

Несколько заключительных советов

  • Не идите проторенной дорожкой и не делайте банальных снимков! Шаблонное фото узнать легко: так снимают все, куда ни глянь. На страничке любого владельца камеры непременно есть фотографии грибочков в траве, крон деревьев на небесном фоне, цветов/ягод/веточек и так далее (без малейшей попытки как-то обыграть и разнообразить сюжет). Подобные снимки годятся разве что для семейного альбома или профиля Вконтакте. Под такими фото друзья и коллеги оставляют восторженные комментарии и ставят «лайки». Но хвалят они отнюдь не талант фотографа и не качество снимка. Им просто нравится объект съемки, не больше. Как фотографировать лес и не скатиться в банальность? Старайтесь учиться у признанных мастеров пейзажной фотографии, а не у друзей из соцсети.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

  • Не обрезайте стволы деревьев. Иначе фото получится куцым и непривлекательным.
  • Задайте пространственный ритм в кадре. Для этого можно, к примеру, дополнять вертикальные линии (в лесу это, естественно, деревья) горизонтальными и диагональными – как у знаменитого Шишкина на картине «Утро в сосновом лесу», помните? В таком случае композиция будет богаче и ярче. Есть и второй путь, но здесь вам потребуется телеобъектив. Ритм можно задать за счет чередования стволов (лучше светлых, но уж какие есть в вашем лесу). А объем такому снимку придается при помощи бокового света и малой глубины резкости.
  • Попробуйте обогатить кадр контрастами. Выберите такой ракурс, чтобы задний план максимально отличался по цвету и яркости от основного объекта съемки. Простой пример: фото старого пня на фоне свежей зеленой травки (а не на фоне окружающих деревьев той же породы).
  • Изменяйте ГРИП (глубину резкости), чтобы отчетливо разделить планы. Этот параметр – один из лучших помощников при съемке в лесу. Главное – настроить его правильно, и результат вас поразит. Например, придайте повышенную четкость объекту на переднем плане, а фон сделайте размытым, мутным. Такого эффекта нетрудно добиться, чуть-чуть поколдовав с диафрагмой. Особенно удачно получится в том случае, если у вас длиннофокусный объектив. Снимок выйдет художественным, выразительным. А еще он будет даже выигрывать перед обычным, живым восприятием той же картинки: человеческий глаз так не увидит. Помните мы говорили о том, как трудно запечатлеть лес таким же, как он предстает вживую? Вот отличный способ преодолеть эту сложность.

Съемка в лесу. Как фотографировать лес?

Что ж, теперь вы подкованы в плане теории и знаете, как фотографировать лес. Остается только испробовать все хитрости на практике. Так что удачного вам похода в ближайший лесок и, конечно, замечательных снимков! На этом у меня все. Кстати, как вам статья?

С уважением, Максим Измайлов.

Расскажите друзьям
Прочитано 27880 раз
Советую почитать:
Рекомендую курс
Photoshop для фотографа 3.0
Оставьте свое мнение

Комментарии  

Даниил
# Даниил 29.03.2018 00:24
В лесу пожалуй сложнее всего со светом разобраться. Когда начинал фотографировать и делал фото именно в лесу, то получалась откровенная халтура, потом стал разбираться со светом, направлением солнца, тени и что-то стало из этого выходить. Хотя такие фото как в статье у меня не получались, тут просто невероятная красота, фотограф настоящий мастер своего дела.
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 29.03.2018 03:15
Деревья в лесу, имхо, являются как плюсом в некоторых моментах, так и минусом - например, при съемке портретов. Ибо свет проходит неравномерно, и из-за листвы на лице и теле модели часто возникают так называемые световые пятна, что не особо хорошо смотрится *xz*
Ответить
Марина
# Марина 26.04.2018 21:52
Очень полезные советы, столько тонкостей которых я и не знала) Я фотограф любитель и со светом обычно тоже всегда проблема возникает. Фото такие красивые как с картинки! Буду практиковаться по вашим советам.
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 16.08.2018 19:22
Спасибо! *hat*
Ответить
Сергей
# Сергей 31.01.2019 14:47
"Избегайте возможности фотографировать землю. Зачастую она выглядит совсем не эстетично..." - дельный совет, спасибо
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 11.02.2019 14:44
Пожалуйста!
Ответить
Лиза
# Лиза 10.02.2019 19:38
Какие красивые фотографии! Я всю жизнь живу в сельской местности и природа - это неотъемлемая часть нашей будней жизни. Но на снимках просто какой-то чудесный мир. Вот что значит быть мастером своего дела и знать тысячу нужных тонкостей в съемке, и не только природы, а в целом. Вы большой молодец! И очень понятно и просто делитесь своим опытом. Я стараюсь делать фото, хотя бы отдаленно похожие на те, что в статье. Пока не очень получается) Нужно еще многому учиться)
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 11.02.2019 14:45
Это дело времени, Лиза. Если не бросать - все обязательно получится.
Ответить
Антон К
# Антон К 19.02.2019 17:43
Как же много не успевает человек сделать в течение жизни. Например, научиться фотографировать. Сегодня я у автора в лесу.

Напрасно, мне кажется, Максим назвал съёмку тропинки в лесу банальностью. Мне, напротив, она, тропинка, навевает мысль о том, что там, дальше, куда она ведёт, будет ещё красивее и загадочнее. Поэтому, понимая меня, так приветливо напутствуют невидимого путника голыми ветвями, стоящие у дороги, прожившие долгую жизнь, деревья.

А в воздушной перспективе я сразу увидел две ноги или лапы какого-то огромного (даже в кадр не уместился) чудовища, аккуратно ступающего по осеннему ковру леса.

Спасибо!
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 20.02.2019 02:57
Как красиво сказано, Антон *cool*
Ответить
Игорь
# Игорь 20.04.2019 10:19
Для меня самая большая проблема при съемке в лесу это… найти нормальный лес. Именно нетронутую природу. Рука (или нога) человека успевает побывать везде и внести ненужные для фото коррективы.

А вообще больше всего люблю фотографировать лесные тропинки, полянки и другие места, где растительность граничит с открытым пространством. И, разумеется, макро, это реальная возможность запечатлеть что-нибудь неповторимое и уникальное. Друзья потом удивляются, что такое встречается в наших краях.
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 21.04.2019 23:03
Макро - отличная тема! А по поводу необычного - такое практически всюду, главное научиться видеть это в простых вещах. На то и нужна фотография - показать взгляд со стороны, показать видение мира фотографом. Имхо.
Ответить
Маша
# Маша 22.04.2019 20:13
Хотелось бы поподробнее про пространственный ритм. Как бы так натренировать зрение, чтобы уметь его увидеть. Вот, например, на последней фотографии зимнего леса где этот самый ритм? Вертикали вижу, - они и есть ритм? Очень хочется уметь отличать хорошие, талантливые фото от банальных, как здесь написано. Вернее, хорошие фото и так видно, но хочу понимать - почему)
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 25.04.2019 18:37
Ритм, конечно же, не на всех фото должен присутствовать :) И ритмичность отлично смотрится не только в лесу. Например, ритм из колонн, теней в городе и подобное. А по поводу отличия хорошей фотографии от плохой - многое написано у меня в блоге. Со временем достаточно будет одного взгляда и сразу замечаешь все так называемые косяки на снимке.
Ответить
Анатолий
# Анатолий 27.04.2019 17:41
Статья понравилась. Я сам занимаюсь фотографией, правда любительской и многое , что сказано в статье, пригодится.
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 30.04.2019 10:24
Очень рад, Анатолий!
Ответить
Екатерина
# Екатерина 24.07.2022 07:32
Благодарю за труд передать знания❤
Ответить
Максим Измайлов
# Максим Измайлов 24.07.2022 14:14
И вам спасибо за комментарий. Жаль, что блог я уже не веду :)
Ответить

Добавить комментарий


Курс о фотографии

Яндекс.Метрика

Курс о фотошопе

Курс о фотографии

Курс о фотографии

Опечатки на сайте